Действительный член международной
Академии информатизации при ООН,
Доктор психологических наук
А.В.Суворов
ОТЧЁТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ
ЗА 2008 ГОД
Сквозная личная тема - проблема человеческого достоинства.
Личные темы на год:
1) Изучение механизмов мобилизации личностных сил в процессе социореабилитации при сенсорной депривации.
2) По сквозной личной теме - продвижение в работе над книгой "Водяная землеройка, или человеческое достоинство наощупь".
1. Выполнение задач на отчётный год.
1.1. Для статьи о мобилизации личностных сил в условиях сенсорной депривации накапливается материал. К сожалению, опять тяжело проболел всю зиму и весну, и собственные силы едва удаётся мобилизовать на реагирование по жизненным вызовам. Но этих вызовов, к счастью, много - жизнь меня теребит, не даёт окончательно опуститься на дно постоянных хворей.
1.2. Можно считать полностью готовыми первые восемь глав "Водяной Землеройки". Эти восемь глав предложу в интернет-еженедельник "Колесо познаний" в течение осени. Тем временем закончу правку ещё трёх написанных глав, и, может быть, напишу новые. Объём первых восьми глав "Водяной Землеройки" - 20 вордовских страниц, 74,114 знаков с пробелами. Объём всех одиннадцати пока написанных глав - 31 вордовская страница, 106,116 знаков с пробелами.
2. Что нового сделано по сравнению с предыдущим отчётным годом.
2.1. Работа принимает всё более конкретно-практический характер. На факультете психологического консультирования МГППУ участвую в психолого-педагогическом сопровождении студентов-инвалидов, и по этому поводу очень тесно сотрудничаю с методистом ФПК Лидией Ивановной Грушиной. Контакты с самими студентами пока слабые, но на первый курс поступили ещё два незрячих студента, и с ними и их мамами в ближайшее время возможен прямой виртуальный контакт. Регулярные выезды на факультет для личных контактов пока под вопросом. Это связано и со слабостью моего здоровья, и с тем, что мой лаборант О.И.Гуров - студент дневного отделения, и я не могу жертвовать его учёбой. Ищем компромиссное решение, чтобы по возможности никому и ничем не жертвовать. Гуров живёт со мной, обеспечивает не только мою работу, но и быт и лечение, - даже делает уколы, - плюс учёба на дневном отделении - огромная нагрузка.
2.2. Принял участие в работе над методическим руководством для слепоглухих, живущих в условиях современного мегаполиса (а именно Москвы), и для прикреплённых к этим слепоглухим социальных работников. Книжка заказана правительством Москвы и должна быть подготовлена и издана в очень сжатые сроки. По согласованию с Т.А.Басиловой написал материалы для любого использования в окончательном тексте руководства, и в этих материалах сосредоточился на трудностях независимой жизни в условиях мегаполиса, широко используя личный горький опыт. Объём текста - 15 вордовских страниц, 55,828 знаков с пробелами. О.И.Гуров сделал серию цифровых фотографий, иллюстрирующих мой быт, а так же работу за компьютером, прослушивание музыки и "ползание" возле дома с ориентировочной тростью. Возможно, часть этих фотографий будет использована как иллюстративный материал к руководству. Подготовленный для руководства текст хочу положить в основу и статьи "Мобилизация личностных сил в условиях сенсорной депривации".
3. Анализ и прогноз развития исследуемого направления НИР и ОЭР.
3.1. Всё, что я сейчас пишу, либо непосредственно войдёт в роман-эссе "Водяная Землеройка, или человеческое достоинство наощупь", либо представляет собой материал, этому роману сопутствующий. Тема человеческого достоинства весьма обширная, и что бы я ни писал или ни делал практического - всё имеет к ней то или иное отношение. Например, весной я написал статью "Образ формируется раньше действия", в которой привожу со своими комментариями большой кусок из книги А.И.Мещерякова "Слепоглухонемые дети". Комментируя этот кусок, я постоянно подчёркиваю, что многие принципиальные моменты в работе с детьми ничуть не менее значимы и при взаимодействии со взрослыми слепоглухими. Взрослых так же, как и детей, нельзя торопить, надо приноравливаться к доступным им темпам, иначе они так же, как и дети, теряют ориентировку в ситуации, и попытки помочь оборачиваются форменным насилием. Я мог бы в таком духе прокомментировать всю книгу Мещерякова, описав, отталкиваясь от мещеряковского текста, всё или почти всё то, что неправильно в обращении со взрослыми слепоглухими.
3.2. Слабеющее здоровье всё меньше позволяет мне ездить, как прежде, к детям и подросткам в лагеря. Длительное пребывание в поезде, даже в купе, переношу всё тяжелее. Отрыв от привычного комфорта в собственной квартире очень утомляет, и даже приводит к серьёзным, долго излечиваемым недомоганиям. Поэтому опытно-экспериментальная работа на моих подростковых экспериментальных площадках свёртывается до минимума. Всё более важную роль начинает играть психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов МГППУ. тем более, что это главное, чего от меня ждут и в лаборатории В.К.Зарецкого, и на факультете и в лаборатории Ф.Е.Василюка. Прямые и виртуальные (по электронной почте) контакты со студентами могут оказаться важным стимулом и в работе над книгами и статьями.
3.3. Публикации, особенно в академических изданиях, остаются важным показателем продуктивности научно-исследовательской работы. При переаттестации в ПИ РАО в мае 2008 мне объяснили: чтобы подтвердить свой статус ведущего научного сотрудника, я должен публиковаться в академических изданиях не меньше двух раз в год. Через учёного секретаря ПИ РАО Галину Валерьевну Шукову я отправил Сергею Борисовичу Малых для публикации в новом журнале "Теоретическая и экспериментальная психология" десятка полтора своих работ, написанных в 2005 - 2008 годах. Появится ли в журнале что-нибудь из этого, мне пока не сообщили. От меня зависит писать статьи и предоставлять их для публикации, а вот сама публикация в ВАКовских изданиях от меня совершенно не зависит.
4. Сведения о внедрении научно-прикладных разработок в массовую практику образования.
4.1. В октябре 2007 читал спецкурс по совместной педагогике на факультете специальной психологии МГППУ. 28 декабря принял там зачёт.
4.2. В начале ноября 2007 участвовал в осенней сессии Школы взаимной человечности Детского ордена милосердия, проходившей на базе Морского Кадетского корпуса. Вёл обычные занятия по этике общения инвалидов и здоровых. В начале сессии прошли съёмки для документального фильма об обучении детей-инвалидов вместе со здоровыми детьми. В ходе съёмок дал интервью, в котором попытки подобного обучения оценил весьма скептически, особенно на фоне прихватизаторских аппетитов российских чиновников, только и ждущих предлога заграбастать инфраструктуру спецшкол для детей-инвалидов - интегрируйтесь, мол, на здоровье, а мы ваши помещения приспособим в коммерческих целях.
4.3. Во второй половине ноября 2007 преподавал на курсах сопровождающих и переводчиков слепоглухих. Эти курсы при факультете специальной психологии МГППУ были организованы второй раз. Первый раз, в октябре - ноябре 2006, для профессиональных сурдопереводчиков, а на этот, второй, раз - для слабослышащих, помогающих слепоглухим. Не владея жестовой речью, мне сложно было работать с этим контингентом, но люди были настроены очень доброжелательно, и, надеюсь, я не злоупотребил их вниманием и временем...
4.4. В июле - сентябре 2008 участвовал в работе над методическим руководством для независимо (то есть вне системы государственных учреждений - интернатов) живущих слепоглухих, а так же прикреплённых к ним социальных работников. Заказ правительства Москвы, поэтому контингент слепоглухих ограничен - только живущие в условиях современного мегаполиса. За общую подготовку и редакцию текста отвечают Т.А.Басилова и И.В.Саломатина, а я, как и другие слепоглухие члены авторского коллектива, дал материал о конкретных трудностях, с которыми связана моя собственная независимая от государства (но не от зрячеслышащих вообще) жизнь в Москве. О.И.Гуров проиллюстрировал это цифровым фотоматериалом.
I. ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ.
Интенсивнее всего идёт переписка с Испанией - Елена Ван (университет в Сантьяго-де-Компостелла, кафедра возрастной психологии), кинорежиссёр Альгис Арлаускас (Бильбао).
Во второй половине мая профессор Агустин Досиль с женой и Елена Ван приезжали в Россию, чтобы завязать сотрудничество с российскими университетами Москвы и Санкт-Петербурга. Я помог им добиться приёма у В.В.Рубцова, и 20 мая мы с Олегом Гуровым присутствовали на встрече с В.В.Рубцовым испанской делегации. Испанцы остались очень довольны встречей, договорились о подписании на высшем уровне (ректор - ректор) рамочных соглашений о сотрудничестве двух университетов, о визите с этой целью В.В.Рубцова в Испанию, о проведении в ноябре совместной конференции в Москве. Рамочные соглашения, насколько я понял, - это принципиальная договорённость о сотрудничестве, конкретное содержание которого уточняется в рабочем порядке, по ходу дела; рамочное соглашение - юридическая основа такого гибкого сотрудничества, определяющая "рамки", в пределах которых это сотрудничество расширяется. Елена Ван надеется, что в этих "рамках" найдётся место и для нас с Олегом. Пока мы главным образом поддерживаем переписку - и деловую, и дружескую.
В конце мая завязалась переписка с Максимом из Канады, выпускающим живой интернет-журнал "За того парня", в котором пропагандируется Тропа - педагогическая система Юрия Михайловича Устинова. Он попросил меня выступить в роли консультанта, ответить на те вопросы, на которые сам ответить затрудняется. Есть ли у Тропы "философия", и если да, то в чём она? Возможна ли Тропа в любых горах, без специального финансирования (то есть "вскладчину") и когда приспичит? Мои ответы Максим поместил в своём живом журнале.
Сергей Львович Сорокин, работающий с глухими и слепоглухими в Швеции, приглашает принять участие в международной конференции слепоглухих, которая должна состояться в сентябре 2009 года в Италии. Письма его и весной, и в августе регулярно застают меня тяжело болеющим, и из-за здоровья мне пока трудно отвечать на них определённо. Вопрос о финансировании поездки, может быть, и удалось бы решить, а вот позволит ли мне поехать здоровье? Я надеялся хоть немного окрепнуть за лето, но не могу сказать, оправдались ли эти надежды хоть в какой-то степени... После поездки на море мы оба с Олегом болели... Поехать хотелось бы... Отделавш9ись от отчётного аврала, я активизирую переписку с Сергеем Львовичем, и что-то попробуем прояснить.
II. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.
По просьбе Ф.Е.Василюка 20 ноября 2007 года я выступил перед первокурсниками факультета психологического консультирования МГППУ.
Планировалось моё участие в родительском университете, но тяжёлая болезнь этому помешала.
Зато с начала октября 2007 я стал постоянным автором и ведущим рубрики психологического консультирования в интернет-еженедельнике "Колесо познаний", адресующемся инвалидам (в основном незрячим), их родственникам и работающим с ними специалистам. Кроме того, публикую различные свои материалы в дружеской рассылке - просто рассылаю их по всей своей адресной книге электронной почты.
III. НАУЧНЫЕ КОМАНДИРОВКИ.
С 22 по 28 апреля мы с Олегом ездили в Самару, где 24 апреля я провёл четырехчасовую встречу с участниками конференции "Психея-Форум", ежегодно организуемой в Самарском государственном университете. 26 апреля встречался с самарской группой семейной логопсихотерапии, руководимой Анастасией Дмитриевной Яковистенко.
С 25 по 30 августа я один ездил в Ижевск, куда меня пригласили для участия в летней республиканской школе юных журналистов. Дал интервью корреспонденту детской удмуртской газеты "Зельбур" ("Здравствуй!"), дважды встретился с ребятами - первая встреча 26 августа ушла в основном на урок дактильной речи, зато 28 августа состоялся очень интересный содержательный разговор. В остальное время вёл "амбулаторный приём" - ребята подходили общаться по очереди.
Меня приглашали в Волгоградский лагерь, на Детские творческие дачи, которые должны были состояться с 9 по 29 августа. Я не решился из-за сильно ослабевшего здоровья. Мне и эти короткие поездки (в Самару и в Ижевск) дались тяжело - всё хуже переношу дальнюю дорогу.
IV. УЧАСТИЕ В НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЪЕЗДАХ, СЕМИНАРАХ.
Только упомянутая выше самарская конференция "Психея-форум".
11 - 14 сентября 2008
ПУБЛИКАЦИИ
1. «…Я всякий раз учусь у каждого ребенка, как с ним надо разговаривать». Из летнего дневника доктора психологии. –
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200702129 «Первое сентября», №21, 2007, стр. 17-18, 0,5 п.л.
2. Я - кентавр. - Интервью курскому журналу "Будуар - здоровье". Библиографию публикации не прислали, но должны были опубликовать в ноябре 2007. Объём отправленного мною в журнал текста - 7 вордовских страниц, 25,760 знаков с пробелами.
3. Лицом к закату. – "Первое сентября", №7, 2008, стр.20.
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200800730
4. Педагогика поддержки. - "Первое сентября", «10, 2008.
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200801008
5. Опыт Четвёрки. - Написано для В.К.Зарецкого.
6. Талант и духовность как проблема. - Большая статья (не менее двух п.л.) для книги о творчестве Э.В.Ильенкова, которая сейчас находится в производстве. "Склеено" из двух моих работ: "Об ильенковском понимании проблемы таланта" (вошла полностью) и "Чувство истины" (сокращена). В августе мне присылали эту работу для последней правки, но я сильно болел и не смог это сделать. Впрочем, как я позже убедился, текст в правке и не нуждался - разве что в минимальной корректуре.
7. Студенческое детство, или внеучебная деятельность Четвёрки, - Написано для В.К.Зарецкого. 11 вордовских страниц, 41,946 знаков с пробелами.
8. Психология личности и совместная педагогика. - Тезисы, использованные как раздаточный материал на самарской конференции "Психея-форум". 2 вордовские страницы, 6,851 знак с пробелами.
9. Образ формируется раньше действия. - Написано для сборника трудов по генезису сознания, который готовится ИРДО (институтом развития дошкольного образования). Сборник предполагалось издать в конце весны, однако в ИРДО произошла смена руководства, но, насколько знаю, сборник всё же хотят выпустить... 9 вордовских страниц, 36,834 знака с пробелами.
10. Слепоглухие в условиях современного мегаполиса (материалы для методического руководства). 15 вордовских страниц, 55,828 знаков с пробелами. Цифровые фотографии выполнены О.И.Гуровым.
ПУБЛИКАЦИИ А.В.СУВОРОВА
В ИНТЕРНЕТ-ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ "КОЛЕСО ПОЗНАНИЙ"
1. Стихи о жалости. - №5, 03.10.2007.
2. Как причесывать ёжика? Книжка не для маленьких... - №№5 - 14; 03.10.2007 - 05.12.2007.
3. Дактильная сказка. - №9, 31.10.2007. Цифровые фотографии дактилем выполнены О.И.Гуровым.
4. Слепоглухой и зрячеслышащий - этика общения. (В соавторстве с В.Т.Ганжиным.) - №№9 - 11; 31.10.2007 - 14.11.2007.
5. Я - Кентавр! - №12, 21.11.2007.
6. Детские творческие дачи. - №№13 - 19; 28.11.2007 - 16.01.2008.
7. Понятие личностной полноценности и условия её реализации в образе жизни. - №16, 19.12.2007.
8. Презумпция социальности при анализе причин задержки детского развития. - №17, 26.12.2007.
9. Процесс развития - саморазвития, его вариативность и апперцептивная предопределённость. - №18, 09.01.2008.
10. Принцип совместно-разделенной дозированной деятельности. - №19, 16.01.2008.
11. Уединенный труд души как основная форма саморазвития личности. - №20, 23.01.2008.
12. Антиэкстремальная коалиция. - №21, 30.01.2008.
13. Опыт Четвёрки. - №22, 06.02.2008.
14. Осенняя Школа Взаимной человечности. - №22, 06.02.2008.
15. Теоретическая матрёшка: одиннадцать деталей для тифлосурдопедагогического конструктора. - №№23 - 24; 13.02.2008 - 20.02.2008.
16. Об Ильенковском понимании проблемы таланта. - №25, 27.02.2008.
17. Студенческое детство, или внеучебная деятельность Четвёрки. - №27, 12.03.2008.
18. Чувство истины. - №№28 - 34; 19.03.2008 - 30.04.2008.
19. Невербальная ориентировка. - №№36 - 38; 14.05.2008 - 28.05.2008.
20. Проблема снятия отчуждения. - №43, 16.07.2008.
21. Ошибки сопровождения. - №44, 30.08.2008.
22. Моя очередь на геноцид. - №44, 30.08.2008.
23. Обесчеловеченность общения. - №45, 10.09.2008.