Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное


Новости

08.03.2014

Наша читательница, художественно одаренная Марина Михайловна Чистова, написала повесть "Весна придет!", которую Вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://gold-child.ru/forum/messages/forum34/topic4108/message28145/#message28145

28.01.2014

Облегчит проезд к месту реабилитации и обратно Авиакомпания ЮТэйр, подписавшая соглашение с Фондом "ВИТА" о поддержке одних из самых не защищенных наших граждан - детей-инвалидов.

20.11.2013

В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» провёл первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».


Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2012

1. Колонка главного редактора
2. Содружество специалиста и родителей в телесно-ориентированной педагогике
3. Литературная страничка.Е.Калинчук.Скобяных дел мастер

23.01.2012

1. Колонка редактора - что было и что будет, а так же деловое предложение;
2. Интервью А.В.Суворова журналу "Современное дошкольное образование";
3. Марк Бурно: "Понять силу своей слабости" (Интервью с основателем терапии творческим самовыражением)

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

07.05.2024 23:27:03
Прививки от гриппа
Просмотров: 12362189
Ответов: 189386
07.05.2024 21:26:08
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 585490
Ответов: 6770
06.04.2014 09:56:30
Наша проза.
Просмотров: 259545
Ответов: 3
06.12.2012 20:02:06
Просим поддержать открытое письмо!
Просмотров: 178638
27.05.2012 12:00:12
Кохлеарный имплантат
Просмотров: 83696
Ответов: 11




Проект при поддержке компании RU-CENTER

Внимание! Добавлять сообщения в форумы могут только зарегистрированные пользователи.
Пользователи, прошедшие регистрацию, будут активированы в течение суток.

Говорят, что блоги сейчас - самые посещаемые в интернете. Ведь всегда любопытно знать чем занимается твой знакомый. Нам интересно на других посмотреть и себя показать.
Блоги "Города Золотого" - это место, где собираются друзья, здесь они сидят на лавочке и судачат о жизни.
Хочешь тоже стать другом? Зарегистрируйся и напиши о себе!

Милости просим :)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
О потере слуха у детей, Статьи рунета на заданную тему
Коррекция слуха не терпит простых решений

Артур Бутройд, «Phonak»
Швейцарская фирма «Phonak» регулярно проводит международные педиатрические конференции под девизом «Основы слуха через раннее вмешательство». Первый из этих конгрессов, прошедший в Чикаго в 1998 г., был открыт обзорным докладом, ничуть не потерявшим свою актуальность за прошедшие годы.
Статья предоставлена Исток-Аудио, опубликована в журнале Радуга Звуков

Люди часто пытаются преодолеть сложные проблемы с помощью простых решений. Примеры этого можно встретить в политике, медицине, юриспруденции и образовании. Однако использовании упрощенных подходов в лучшем случае оказывается неэффективным, а в худшем – пагубным. На самом деле реального прогресса удается добиться только тем людям, которые осознают комплексную природу проблемы и в поисках решения опираются на многочисленные переменные, которые должны взаимодействовать друг с другом. Продвижение к цели обычно происходит медленно, и часто сталкивается с критикой и обструкцией.

Так обстоит дело и с потерей слуха у детей. Последствия потери слуха в раннем детстве могут быть тяжелыми и далеко идущими. То, что начинается как сенсорный слуховой дефицит, может помешать языковому развитию. В свою очередь, любое языковое затруднение может ухудшить как умственное, так и эмоционально-социальное развитие, и даже, возможно, качество жизни. Процесс, в ходе которого нарушение слуха влияет на развитие ребенка, является сложным и многогранным. Тем не менее, мы никогда не испытываем недостатка в людях, предлагающих упрощенные решения.
В последнее время мы наблюдаем стремительный прогресс в раннем лечении сенсорного слухового дефицита у детей. Мы видим улучшения в раннем выявлении, ранней оценке, совершенствование технических средств — многоканальные кохлеарные импланты, СА с высокой точностью настройки, беспроводные FM-системы, направленные микрофоны и т.д. Все это открывает огромные возможности. В целях полной эффективности коррекция должна стать частью всеобъемлющей программы, которая учитывает всю сложность проблемы и решает ее в комплексе.

Существует точка зрения, согласно которой СА, кохлеарные импланты и другие средства рассматриваются как лишение глухого ребенка его «истинной самобытности», как ошибочное стремление привести его к «норме». И все же в ходе дальнейших рассуждений мы будем исходить из того, что родители приняли информированное решение о предоставлении ребенку наилучшего шанса овладеть языковыми навыками. Таким образом, решение проблемы превращается в один из способов достижения этой цели.

Роль слуха в нормальном развитии

Ребенок появляется на свет с целым набором побуждений, потребностей и способностей. Все они важны в процессе развития, однако слух имеет особую важность. Он представляет собой основу приобретения речевых навыков. А в нормальных условиях устная речь – это основа полной реализации человеческого потенциала.
Общий процесс развития можно разбить на три больших временных промежутка.

Первый – это дошкольный период, когда происходит быстрое развитие в четырех сферах: моторно-сенсорной, познавательной, эмоционально-социальной и языковой.

В процессе моторно-сенсорного развития ребенок учится тому, как управлять поступающими извне сенсорными сигналами, как управлять объектами и событиями в окружающем мире, и как в нем двигаться.

В процессе познавательного развития ребенок строит внутреннюю модель внешнего мира, как в пространственном, так и во временном измерении, объектов, которые в нем располагаются, событий, в которых эти объекты проявляют свои свойства, и отношений между ними, включая причинно-следственные. Ребенок также систематизирует эту модель, основываясь на таких категориях осмысления, как взаимоотношения и общности.

В процессе эмоционально-социального развития модель мира, созданная ребенком, включает в себя такие компоненты, которые отражают особую природу людей как объектов (в том числе и себя самого), а также событий, признаков и отношений, связанных с людьми. Модель мира также включает в себя компонент, который отражает внутренний мир чувств.

В процессе языкового развития ребенок приобретает три вещи:

• Словарный запас, составленный из набора общих обозначений для категорий, на основе которых ребенок систематизирует модель мира. В перечень категорий входят объекты (существительные), события (глаголы), признаки (прилагательные и наречия) и отношения (предлоги).
• Грамматика, составленная из системы правил, предназначенных для отбора, изменения и сочетания этих общих обозначений. Она призвана отражать конкретные объекты и события, и выражать конкретные мнения и отношения.
• Практический опыт, состоящий из знаний и навыков, требующих использования языка как средства взаимодействия с миром людей.

Однако языковое развитие ребенка частично ограничивается тем языком, который уже существует в его непосредственном социальном и культурном окружении.
Здесь следует сделать несколько замечаний. Во-первых, развитие не ограничивается дошкольным периодом. За исключением, возможно, грамматических аспектов языка, процесс развития продолжается в течение всей жизни по всем описанным выше направлениям. Однако его основы закладываются в течение первых лет жизни.

Второй момент заключается в том, что эти направления развития не являются независимыми. На самом деле они усиливают друг друга. Например:
• Моторно-сенсорное развитие обеспечивает доступ к миру, без которого не может быть познавательного развития. В то же время стремление к познавательному развитию формирует ощущения, необходимые для моторно-сенсорного развития.
• Познавательное развитие создает модель внутреннего мира, без которой не может быть языка. В то же время язык, после того, как ребенок им овладеет, становится невероятно эффективным средством расширения этой модели мира.
• Правильное представление о себе является необходимым условием для эффективного использования языка как средства взаимодействия с окружающим миром людей. В то же время успех этого взаимодействия улучшает как представление о себе, так и социальные навыки.
Здесь требуется обеспечить положительную обратную связь – процесс, в ходе которого эффект усиливает свою причину, а, следовательно, и самого себя. В процессе развития человека обратная связь является обязательным условием (в то время как для СА обратная связь – явление крайне нежелательное).

Третий момент заключается в том, что положительная обратная связь в процессе человеческого развития не ограничивается взаимным усилением процессов внутри развивающегося ребенка; она ведет к взаимному усилению процессов, протекающих между ребенком и окружающей средой. Ведь родители также обладают побуждениями, потребностями и способностями. Они обеспечивают ребенку входящие сигналы и взаимодействие, требуемые для стимулирования и усиления различных граней развития. В то же самое время успехи в развитии ребенка поддерживают и укрепляют это поведение.
Наконец, следует заметить, что нормальное развитие характеризуется синхронностью. В случае необходимости, возникшей на одном из направлений, ребенок может воспользоваться имеющимися у него зачатками или готовыми навыками, сформировавшимися как в этом, так и в других направлениях развития.

До сих пор мы ни слова не сказали о форме языка. И действительно, плохослышащий ребенок, растущий в семье плохослышащих родителей, которые пользуются жестовым языком, при совпадении всех прочих условий воспримет предлагаемую ему модель развития. А если предлагаемая форма – это устная речь, которая используется в слышащей семье, то слышащий ребенок выберет именно ее.

Слух – основной фактор устно-речевого развития. В процессе моторно-сенсорного развития ребенок учится тому, как использовать слуховые ощущения для восприятия событий на расстоянии, как произносить речевые звуки и предъявлять их окружающей среде. Познавательное развитие включает в себя слуховые признаки событий. Социальное развитие содержит слуховые признаки речи.
Благодаря фонологическому развитию ребенок учится тому, как выбирать, изменять и сочетать основные звуки и образцы речевых движений, чтобы создавать значащие высказывания. Эти образцы становятся строительными кирпичиками при освоении устных слов в качестве обозначений, которые можно выбирать, изменять и объединять в предложения, чтобы взаимодействовать с миром людей.

Во время обучения в школе продолжается познавательное, эмоционально-социальное и языковое развитие.Однако знания ребенка о мире становятся более явными и менее скрытыми, так что нам нужно скорее говорить об умственном развитии и учебных успехах, а не о познавательном развитии. Если говорить о языке, то наиболее быстрый и непрерывный рост отмечается для словарного запаса. Так как модель мира, создаваемая ребенком, развивается, то ему нужен соответствующий словарный запас, чтобы ее отражать. Эмоционально-социальное развитие продолжает реагировать на изменение внутренних и внешних потребностей. Следует упомянуть и о развитии грамотности. Способность читать и писать визуально закодированную форму устной речи повышает потенциал умственного развития в несколько порядков. Это достижение в процессе развития столь же велико, как и овладение устной речью, которое ему предшествовало.

Все, что было сказано о развитии в дошкольном возрасте, остается справедливым и для школьного возраста. Во-первых, развитие не кончается после формального окончания обучения, а продолжается всю взрослую жизнь. Во-вторых, продолжает действовать принцип взаимного усиления или положительной обратной связи. Например, успешный чтец читает еще больше и приобретает еще больший успех. В-третьих, развитие – не просто внутренний процесс, оно требует взаимодействия с окружающим миром семьи и школы, а потому продолжается взаимное усиление между ребенком и окружающей средой.

Окончательная цель процесса развития – независимый взрослый человек, который имеет все необходимое для того, чтобы выбирать и преследовать собственные цели в личном окружении. Среди обязательных условий этого следует назвать знания и навыки, необходимые для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, и способность завязывать отношения с другими людьми. Когда речь заходит о взаимном усилении, то школьный коллектив сменяется целым окружающим миром, включая рабочее окружение.

Материал размещен на сайте www.audiologyonline.ru
Почему и как теряют слух

А.Г. Кисина, врач-сурдолог, Центр коррекции слуха и речи МЕЛФОН

В настоящее время под тугоухостью понимают нарушение слуха, затрудняющее речевое общение людей в быту, на производстве и общественной жизни. В зависимости от локализации поражения, вызвавшего нарушение слуха, различают два типа тугоухости:кондуктивную, обусловленную поражением какой –либо части звукопроводящего аппарата(наружный слуховой проход, полость среднего уха), это могут быть отосклероз, последствия хронических гнойных средних или адгезивных отитов; сенсоневральную, обусловленную поражением звуковоспринимающего, т.е. центрального отдела органа слуха(внутреннее ухо,слуховой нерв, проводящие нервные пути слухового анализатора и клетки слуховой зоны коры головного мозга), может быть обусловлена дегенеративными изменениями улитки или слухового нерва). При повреждении проводящих нервных путей слухового анализатора или клеток слуховой зоны коры большого мозга возникает центральная, ретролабиринтная, корковая сенсоневральная тугоухость(1).

По данным ВОЗ в 2002 году в мире насчитывалось порядка 250 млн. человек с нарушениями слуха, что составляет 4,2% от всей популяции земного шара, отмечено увеличение поражений слуховой системы среди населения, особенно промышленных стран с 6% до 8%, в России более 13 млн. лиц с социально значимыми нарушениями слуха, в том числе детей и подростков более 1 млн. По данным иностранных авторов в индустриально развитых странах рождается один глухой ребенок на 1000 новорожденных(2).

По состоянию слуха принято различать детей на слабослышащих и глухих(3). Среди них выделяют:
ранооглохших- при потере слуха на первом-втором году жизни или рожденных неслышащими(глухими)- “доречевыми”, позднооглохших детей - детей, потерявших слух, у которых имеется речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.

Известно, что ребенок как слышит, так и говорит. Иными словами, не получая из-за тугоухости полной акустической информации, даже небольшое снижение слуха, врожденное или наступившее в раннем возрасте, отрицательно влияет на формирование речи ребенка, что в свою очередь нарушает процессы формирования личности ребенка. Первые два года жизни являются самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков ребенка(критический возраст). Лишение акустической информации в критический период созревания интегральных связей мозга может привести к необратимым потерям в формировании речи(4). При наличии раннего и адекватного воздействия (своевременное лечение или слухопротезирование, занятия с сурдопедагогом и логопедом) эти тяжелые последствия могут быть уменьшены или даже преодолены(5). Выявление нарушений слуха у детей должно начинаться с первых месяцев жизни.

Раннее выявление нарушений слуха позволяет уже с 5-6 мес. начинать реабилитационные мероприятия и способствовать в дальнейшему внедрению этих детей в речевую среду. Реабилитация включает полноценное комплексной лечение воспалительных процессов со стороны органа слуха у детей, оперативные вмешательства для коррекции врожденных пороков развития наружного и среднего уха и слухопротезирование, занятия с сурдопедагогом и логопедом.

Показания для слухопротезирования – двусторонняя стойкая тугоухость с потерей слуха по данным аудиометрии более 40 дБ (социально неадекватный слух); социально значимая потеря на одном ухе и глухота на другом; одностороняя тугоухость с потерей слуха по данным аудиометрии более 40 дБ, но только при наличии профессиональных показаний(5,8 ). Слухопротезирование проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни.

Анализ основных причин, вызывающих нарушения слуха у детей в анте-, пери-, неонатальном периодах, позволяет отметить, что наибольший удельный вес занимает патология беременности 20,6%, патология родов 17,5% (преждевременные, стремительные, затяжные роды, частичная отслойка плаценты и другие причины, приводящие к нарушению кровообращения головки у рождающегося малыша, внутричерепная травма плода во время родов 10,4%), недоношенность 22,3% (вес до 1500 г), асфиксия в родах 11,9% и т.д. Нередко причиной снижения слуха у новорожденного являлись инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности( 4,8% краснуха, грипп, вирусный гепатит, цитомегаловирус, токсоплазмоз, сифилис), использование при лечении этих заболеваний препаратов с ототоксическим действием 3,9%, резус-конфликт матери и плода, гестозы во время беременности, алкогольная интоксикация, воздействие радиации (2).
Наследственные заболевания в 2001 году составили 10,2%, частота врожденной тугоухости составляет 1,5 на 1000 новорожденных(4):

изолированная сенсоневральная тугоухость, т.е. без другой сопутствующей патологии;
сенсоневральная тугоухость, связанная с сопутствующей патологией:
аномалии наружного уха,
заболевание глаз (синдром Ушера),
заболевания костно-мышечной системы (болезнь Педжетта, мраморная болезнь)
поражение кожных покровов,
заболевание почек(синдром Альпорта, гипогенитализм и т.д.), патологии нервной и эндокринной систем(патологии щитовидной железы, умственная отсталость и др.).(4)

Частота врожденной тугоухости у потомства от брака между близкими родственниками встречается в 2 раза чаще. Угроза рождения ребенка, страдающего тугоухостью, при заболевании одного из родителей составляет 50% (2).

Частой причиной приобретенной тугоухости (29,4% случаев детской тугоухости) в детском возрасте являются воспалительные заболевания среднего уха :эксудативный отит 32,5% (нередко эксудативный отит у детей до 5 лет без проведения тимпанометрии не диагностируется) или гнойный отит 25,9%.(2)

Среди других причин, которые могут вызывать нарушение слуха у детей, следует отметить:детские инфекции (краснуха, паротит, корь, ветряная оспа, коклюш) 2%; эпидемический менингит 2%, грипп 3%; осложнения после прививок; черепно-мозговая травма, наркоз 2,9%; применение ототоксических антибиотиков 3,9%(2).

Снижение слуха является проблемой и взрослого населения, тугоухость снижает качество жизни (5):
приводит к проблемам в общении между людьми, в результате плохо слышащий человек замыкается, избегает общения с людьми, становится незащищенным , зачастую недоверчивым и одиноким, что приводит к депрессии, служит причиной быстрого утомления и требует значительных затрат энергии, может привести к потере работы.

Тугоухость развивается постепенно, с возрастом отмечается отрицательная динамика слуховых эффектов человека, т.е. субъективно человек отмечает снижение разборчивости речи и других звуков. Этот процесс выражается в сужении диапазона воспринимаемых частот, т.е. с возрастом ухо теряет способность ощущать высокочастотные звуки, а также понижении порога воспринимаемого звука, т.е. повышение громкости звука, который воспринимается человеком. Эффект определен как возрастная эволюция улитки внутреннего уха и её структурных элементов (6).

Процент нормально слышащих уменьшается с увеличением возраста. В возрастной группе 60-75 лет среди женщин нормальный слух встречается лишь в 20,4% случаев, среди мужчин в 17,4% случаев(7). С возрастом увеличивается процент пациентов с тяжелой степенью тугоухости, это связано, во-первых, с процессом старения и ослаблением физиологических систем организма, а во-вторых, большое количество пожилых людей не правильно оценивают состояние своего слуха, т.к. тугоухость развивается постепенно, это способствует к легкому к ней привыканию, что отодвигает реабилитацию на годы; люди обращаются к специалистам поздно, когда уже происходят необратимые изменения со стороны , как органа слуха , так и коры головного мозга. (5).

Использование слуховых аппаратов должно начинаться как можно раньше, прежде, чем человек перестает адекватно слышать (5).

Чаще всего, в 71% случаев, у пожилых людей диагностируется сенсоневральная тугоухость. Смешанная форма тугоухости (отосклероз, сенсоневральная тугоухость в сочетании с хроническим средним отитом или адгезивным средним отитом) встречаются в 17,5% случаев, а кондуктивная тугоухость, обусловленная с хроническим гнойным средним отитом, встречается в 11,5% случаев.
Большинство исследователей считают, что одной из наиболее часто встречающихся причин нарушения слуха по сенсоневральному типу, особенно у лиц пожилого возраста, являются заболевания сердечно сосудистой системы, которые приводят к развитию патологии внутреннего уха, характер кровоснабжения внутреннего уха предрасполагает к его ранимости. Сосудистые заболевания, в частности, острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, развивающиеся при церебральном атеросклерозе, гипертонической болезни, патологии шейного отдела позвоночника, изменения свертывающей системы крови, а также вегето-сосудистая и нейроциркуляторная дистонии, играют ведущую роль в патологии внутреннего уха. Среди других причин развития тугоухости выделяют перенесенные в детстве инфекционные заболевания, а также развитие тугоухости в связи с перенесенными сотрясениями или контузиями головного мозга. Гноетечение из уха, т.е. обострение хронического среднего отита, также приводит к прогрессированию тугоухости (7).
Среди профессиональных причин развития тугоухости выделяют работу в условиях шума и вибрации. При развитии шумо-вибрационного поражения имеет место утомление в слуховой системе, выраженность которого зависит от интенсивности, частоты шума и вибрации. Длительность воздействия этих факторов влияет на глубину поражения органа слуха и обратимость процессов, происходящих при этом. Шум на производствах или громкая музыка, как акустический раздражитель воздействует на периферический отдел слухового анализатора, вызывая дистрофические изменения в улитке(внутреннее ухо)различной степени выраженности в зависимости от интенсивности и длительности шумового воздействия. Переход утомления в стойкую тугоухость является следствием декомпенсации восстановительных процессов в волосковых клетках улитки, клетки претерпевают определенные необратимые структурные изменения, меняется биохимия клеток. Присутствие вибрации усиливает разрушающее действие шума. Она оказывает на слуховой анализатор чисто механическое воздействие, действие её на орган слуха усугубляется выраженным влиянием на периферические сосуды (smile8).

Список литературы:
Говорун М.И., Гофман В.Р., Мельник С.М. Повышение эффективности диагностики центральных нарушений при сенсоневральной тугоухости-Москва, Российская оториноларингология 2003 №3 стр45-48.
Загорянская М.Е., Румянцева М.Г. Значение эпидемиологических методов исследования в профилактике нарушений слуха у детей - Москва, Российская оториноларингология 2003 №3 стр79-83.
Дайхес Н.А., Орлова О.С. Тарасова Г.Д. –Правовые и социальные вопросы в реабилитации тугоухости в детском возрасте Москва,Российская оториноларингология 2003 №3 стр55-61
Богомильский М.Р. Нарушение слуха и их коррекция у детей- Москва,Российский вестник перинатологии и неонатологии №5 2000 стр.20-24
Рязанцев С.В., Пудов В.И., Мегрелишвили С.М., Грязон С.Г. Слухопротезирование СПб 2003 Пособие для врачей
Овчинников Е.Л. Акустоволновая модель слуха: эффект возрастной эволюции улиткового протока Москва, Российская оториноларингология 2003 №3 стр106-111
Голованова Л.Е. Структура старческой тугоухости у пациентов СПб гериатрического центра Москва,Российская оториноларингология 2003 №3 стр48-51
Сагалович Б.М. Слухопротезирование Москва “Медицина”, 1978
Сапожников Я . М . Фактотры тугоухости, глухоты у детей и их значение для ранней диагностики нарушения слуха; 5-конгресс педиатров России 1999 Москва
Гуненков А.В. Регистрация различных классов вызванных ОАЭ(эммисии) в аудищлогичеком скрининге, автореферат диссертации к.м.н. Москва 1998 Таварткиладзе Г.А. Вызванные ОАЭ в аудиологическом скрининге, медицинские рекомендации, Москва, 1995
Страницы: 1

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance