Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное


Новости

08.03.2014

Наша читательница, художественно одаренная Марина Михайловна Чистова, написала повесть "Весна придет!", которую Вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://gold-child.ru/forum/messages/forum34/topic4108/message28145/#message28145

28.01.2014

Облегчит проезд к месту реабилитации и обратно Авиакомпания ЮТэйр, подписавшая соглашение с Фондом "ВИТА" о поддержке одних из самых не защищенных наших граждан - детей-инвалидов.

20.11.2013

В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» провёл первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».


Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2012

1. Колонка главного редактора
2. Содружество специалиста и родителей в телесно-ориентированной педагогике
3. Литературная страничка.Е.Калинчук.Скобяных дел мастер

23.01.2012

1. Колонка редактора - что было и что будет, а так же деловое предложение;
2. Интервью А.В.Суворова журналу "Современное дошкольное образование";
3. Марк Бурно: "Понять силу своей слабости" (Интервью с основателем терапии творческим самовыражением)

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

01.05.2024 17:22:26
Прививки от гриппа
Просмотров: 12245728
Ответов: 188896
01.05.2024 15:58:44
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 579640
Ответов: 6690
06.04.2014 09:56:30
Наша проза.
Просмотров: 259522
Ответов: 3
06.12.2012 20:02:06
Просим поддержать открытое письмо!
Просмотров: 178619
27.05.2012 12:00:12
Кохлеарный имплантат
Просмотров: 83666
Ответов: 11




Проект при поддержке компании RU-CENTER

Внимание! Добавлять сообщения в форумы могут только зарегистрированные пользователи.
Пользователи, прошедшие регистрацию, будут активированы в течение суток.

Говорят, что блоги сейчас - самые посещаемые в интернете. Ведь всегда любопытно знать чем занимается твой знакомый. Нам интересно на других посмотреть и себя показать.
Блоги "Города Золотого" - это место, где собираются друзья, здесь они сидят на лавочке и судачат о жизни.
Хочешь тоже стать другом? Зарегистрируйся и напиши о себе!

Милости просим :)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 След.
Олигофрения., У моего ребенка олигофрения степени выраженной дебильности
У моего ребенка –олигофрения спепени выраженной дебильности .Вот такое не очень приятное для ушей название. Плюс ко всему сопутствующее заболевание аномалия головного мозга Арнольда Киари.Но эта аномалия не является причиной олигофрении,так сказал наш нейрохирург.Хотя и в аномалии нет ничего хорошего .Поставили ребенку диагноз(олигофрению) в 7 лет полных .Отставал в развитии с рождения ,плохо разговаривал.Врачам говорила,естественно,но в ответ слышала-короткая уздечка языка(не обнаружили),мальчики вообще поздно говорят (ну,не так же долго).Да и много чего еще лечили,только не основное заболевание.История,как и у всех трагична,но силы нахожу и иду вперед.
Валере недавно исполнилось 15 лет ,я научила его писать ,читать ,считает ,правда ,плоховато.Да и все делает не как все дети.Мне было проще-я учитель начальных классов ,хоть и опыт мой небольшой ,но пригодился.Тот ,кто видит моего ребенка,говорят,что он нормальный.
И только при общении замечают,что он в развитии отстает лет на 6,наверное…
У кого,возможно ,такая проблема с ребенком ,я имею ввиду олигофрению.(Да и про аномалию тоже)-приглашаю к общению.А также было бы не плохо выслушать мнение врачей и педагогов...
Рисунок
Диагноз: олигофрения
Слова ’олигофрен’, ’дебил’, ’имбецил’, ’идиот’ давно стали ругательствами. Однако мало кто знает, что это не ругательства, а диагноз, который ставится людям с нарушением интеллекта (кстати, подобные названия во всем мире уже давно признаны некорректными, и заменяются терминами ’исключительный ребенок’, ’ребенок с особыми потребностями’ и т.д.).

Олигофрения - врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом ’олигофрения’ составляют в настоящее время 1-3 % всего населения.

Проблема умственной отсталости очень актуальна в последнее время. Это вызвано повышением требований к интеллектуальному уровню человека. Считают, что распространенность олигофрении имеет тенденцию к повышению.

Причиной возникновения умственной отсталости у ребенка являются различные нарушения развития плода во время беременности, родовые травмы, нарушения генетического характера, тяжелые травмы и заболевания, перенесенные до трех лет. При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

По степени тяжести различают следующие формы олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.

При не резко выраженной дебильности ребенок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия ’пространство, время’ и т.д. Часто встречаются нарушения речи (отстает в развитии, искажение звуков, искажения грамматические, маленький словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия нецеленаправленны, импульсивны, развит негативизм. С программой общеобразовательной школы не справляются. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. К 40 годам обычно так растворяются в обществе, что их не отличить.

При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне, речь неразвита. Мышление конкретно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Могут овладеть порядковым счетом. Некоторым доступны навыки самообслуживания. К самостоятельной деятельности неспособны. Повышена внушаемость, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным.

Идиотия - самая грубая степень умственной отсталости. При ней наблюдаются очень серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие. Они не могут ходить, нарушено строение внутренних органов. Не способны к самостоятельной жизни. Речь не развита, нечленораздельные звуки. Мышление не развито, реакция на окружающее резко снижена. Эмоции делятся на положительные и отрицательные.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Ученые отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно - педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам.
Рисунок
У моего ребенка- олигофрения. Я знаю,есть диагнозы хуже ,но это меня не утешает. Сейчас ему 15 лет. В 2000 году ,когда установили инвалидность ,обучение ему не дали.Сказали-НЕОБУЧАЕМ. Два года мы ездили на МСЭ, а на третий год я взяла,то что было у нас –буквы ,которые печатал Валера ,его рисунки и отправилась на МПК. Стала просить,ну ведь может.Попробуйте,сказали нам,но-обучение на дому ,индивидуальное.
Это было что-то.Я была рада,только что мне подтвердили,почти подтвердили,что не все так безнадежно.
Мне разрешили самой обучать сына-я учитель начальных классов,да и было бы смешно-дали 4 учебных часа в неделю.Я смогу больше,каждый день –по-немногу!
Трудности начались почти сразу- учебников ,коррекционных ,не было …В гороно сказали –нет ничего.Букварь для школ 8 вида прислала мне одногрупница с Находки , математику,ну мне и этого было достаточно.
Главное мой завуч. ,которому я отчитывалась каждую четверть, настолько поняла ! Итак ,за 4 года мы прошли 1 класс.Ура!
Я сейчас порылась в своих бумагах и нашла характеристику,почти отчет о первом годе обучения Валерия.Которую я предоставила на МПК и в школу. И я думаю , там есть многое .
Итак –то ли характеристика ,то ли отчет о проделанной работе.Слишком уж я там расписалась.
За 1 ОКТЯБРЯ 2002 г. по 21 марта 2003.
ВАЛЕРЕ- 10 лет.Начал обучение с 1 октября 2002 года.
Обучение проводится индивидуально на дому ,по программе вспомогательной школы- спец. коррекционного образования с трудовой подготовкой.4 часа в неделю.
Ребенок ,к моменту обучения ,пытался писать некоторые буквы,рисовал,считал до 10,иногда,ошибаясь.Ознакомясь со « Стандартом образования и особенностями его реализации в школе для детей с нарушениями интеллекта» Бгажниковой.,было решено обучать ребенка по индивидуально составленной программе ,которая включает в себя материал 0 и 1 классов 2 уровня вспомогательной школы.
Основной упор был на такие предметы :
1. Обучение грамоте «Азбука»Автор –Сергина ,Кот .Для детей дошкольного возраста с нарушениями речи.Со слоговым чтением .(Оговорюсь сразу –учебник оказался сложным для ребенка, а Букварь я достала значительно позже,так что начинали с этой Азбуки.)
2. Математика .1 класс .Автор Хилько А.А.Вспомогательная школа.
3. Письмо.
4. Трудовая подготовка.
А также вводились занятия по внеклассному чтению ,проводились беседы с ребенком с целью его социальной адаптации.Выявились также некоторые нарушения речи ребенка.
Валера проявляет интерес к обучению ,но до конца значимости в этом не осознает .Пока это для него,как игра .Мальчик приветлив ,вежлив, коммуникабелен.вместе с тем бывают периоды раздражительности ,некоторой возбужденности,порою неусидчивости,внимание-рассеянное.
Домашнее задание выполняет с готовностью. В этом отношении –ответственен.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.
За период 1 октября2002 по 21 марта 2003 года. Были изучены 13 букв:А,У,И,Ы,Э,О,Н,П,Т,К,Б,М,Х.Вначале процесс шел легко ,но по мере включения согласных-усложнялся.Мальчику стало трудно ,поэтому изучение букв,слогов,слов было решено проводить в несколько занятий ,а потом временами возвращаться и возвращаться к изученному.Буквы запоминает неплохо.Слоги в группах читает хорошо,слоги в словах порою с трудом.Он как бы не узнает их отдельно,в других местах ,так скажем .Хотя бывает,что читает неплохо.Возможно ,это зависит от состояния его здоровья,его основного заболевания.
Часто бывает рассеян ,постоянно приходиться его настраивать ,стимулировать,заинтересовывать.
Мальчик неплохо заучивает четверостишия ,стишки из раздела-«Пальчиковая гимнастика.»
В процессе чтения путает некоторые буквы .Для него сложно определить на слух ,есть та или иная буква –звук в слове.Но тем не менее успехи в чтении прослеживаются.Ребенок может прочесть ,к примеру,такие слова:Нина,Анна,папа ,мама,мох,кот,муха ,нитки,танки,
Окуни,Никита…Конечно,по слогам.Какие-то с успехом ,какие-то с трудом.Читает с желанием ,если его заинтересовать.
Полегче Валере дается ПИСЬМО ,хотя он не всегда может прочесть написанное .Здесь он отличается усердием ,достаточно аккуратен.Хорошо переписывает с написанного ,делает успехи ,переписывая с печатного текста.Учится писать буквы легко ,хорошо соблюдая строку.Пишет хорошо под диктовку буквы и прописные и строчные.Слоги – с ошибками,но в общем ,неплохо.Может попытаться написать по памяти слова,которые ему запомнились.Иногда ,работы выполнены небрежно, из-за того что Валера торопится или возбужден.
МАТЕМАТИКА.
Путает понятия длинный-короткий,высокий –низкий,глубокий –мелкий ,близко-далеко.Некоторые понятия до конца не усвоены,поэтому время от времени к ним приходится возвращаться. Плохо ориентируется во времени ,путает понятия времена года и время суток.К изучению цифр только приступили –пока изучена цифра 1.Считает до 10. Пишет некоторые цифры,но назвать какая это цифра еще не знает.Может выполнить просьбу-Принеси 5 карандашей и т.п.
Хорошо усвоил геометрические фигуры ,понятие- большой-маленький,толстый-тонкий,много-мало,вверху –внизу,тяжелый-легкий ,рядом,под,в, над…Хорошо складывает пазлы.Валера любознателен ,нетерпелив,стремится узнать новое,хотя-кое-что из узнанногои забываетили путает.
Трудовая подготовка.
Трудолюбив, усерден, хорошо лепит, делал игрушки на елку, умеет забивать гвозди, делает аппликации под руководством учителя. В домашней обстановке умеет: мыть посуду, мести полы, застелить постель, носить дрова, укладывает их.
Любит наводить везде порядок: в доме и во дворе. Вынослив, физически долго не устает.
В процессе занятий были введены занятия по внеклассному чтению, читались в основном русские народные сказки – «Колобок», «Репка», « Теремок» и другие.
Стал проявлять интерес к слушанию сказок, усидчив, чего ранее не наблюдалось. Слушает внимательно. Пересказывает с трудом, речь непоследовательная.
Вообще, речь Валеры иногда тороплива и потому непонятна. Он «проглатывает» некоторые слоги и буквы. В процессе работы над этим речь стала более ясна, понятна. Пополнился словарный запас. Появились новые обороты « конечно», «обязательно» и другие . Речь сопровождается соответствующей интонацией .
Валера в начале занятий был неусидчив, быстро уставал. В настоящее время одно занятие длится от 20т до 30 минут .Во время недомоганий занятия имеют щадящий характер ,во время болезни – исключаются.
Попытка введения оценок не имела успеха, хотя оценки и практикуются, особенно по письму, математики в целях подготовке к оценкам вообще. Лучше всего Валера реагирует на похвалу ,поощрение :картинка,конфетка,игрушка…смысл самих оценок мальчик не осознает .Лучше слово «молодец»,чем цифра или какой-либо символ.
Валера любит рассматривать книги, очень любит рисовать и складывать пазлы.
В целом ребенок обучению по данной программе поддается.
Это был мой отчет –характеристика после первого года обучения Валеры .
Далее я попробую напечатать и другие характеристики на ребенка, можно будет отследить динамику обучения. Хотя она и слабая.
Рисунок
Мое солнышко в лагере ,в реабилитационном центре. Вчера звонил,говорит -выбрали заместителем командира!
А сегодня была у него ,он там помогает,носит кровати и вообще ,говорит,что некогда ему,что он пошел!Вот!Мой сын -заместитель!
Воспитатель сказала,что он справится.Я тоже так думаю.
Только Валера сильно возбужден...
Рисунок
Вот рано радоваться ,как... Звонил ,чуть не плачет ,другого мальчика назначили...Я и сама расстроилась,хотя с воспитателем сегодня переговорила. Видимо,не уверены были ,что справяится...
Рисунок
Аленушка, не переживай так. Ничего, что другого назначили. Думаю что сыну твоему тоже дадут работу, только другую.
Спасибо ,Надя ,за поддержку.Сейчас только звонила ,говорила с воспитателем .Я предполагала ,что Валера недопонял, оказалось так и есть … Вторым заместителем назначили,помогать первому. Воспитатель говорит, что объяснила ему.Но Валере надо уметь объяснять. Я после с ним говорила,все разъяснила- понял. Говорю ему,чтоб помогал и все такое…
А сама ночь не спала нормально –сын старшой пришел поздно ,пора привыкнуть – скоро 18,а я все жду…Вот проблема-то я сама. Это ж в голове у меня сидит все.Пустырника наглоталась вчера,сегодня вроде ничего себя чувствую.
Мамы всегда ,наверное ,так болезненно переживают за своих особых,да и за просто детей…Когда маленькие дети-проблем меньше.
Надя,еще раз благодарб за поддержку ,а тоя тут одна свихнусь скоро.
Рисунок
Цитата(Алёнушка @ 13.7.2007, 4:22) [snapback]2188[/snapback]Надя,еще раз благодарб за поддержку ,а тоя тут одна свихнусь скоро.Ну вот и приехали . Ты чего это, милый человек? Когда много чего плохо, значит, скоро будет совсем хорошо. Если перетерпишь, конечно.
Ты же знаешь - мы всегда на связи и всегда рядом. Не надо думать, что ты одна. Потому что, этого одиночества нет и в помине. Просто привыкни быть нашей - и все. Договорились? Конечно, устала. Сейчас в литературный раздел кину одну вещь - почитай. И принимай меры. Ок?

Тема открыта замечательная, молодец Аленушка. Как нибудь найду информацию (честно говоря, вчера весь вечер её искала, но сил не хватило до конца разобраться). Суть её вот в чем. Ученый, по моему доктор наук, специалист по работе с детьми с ЗПР, пишет о том, что с этими детьми обязательно надо заниматься обучением. Иначе они еще больше отстают в развитии. Поэтому, твоя практика с Валерой - очень грамотный подход к решению проблемы. С чем тебя и поздравляю.
Вчера, перебирая архивы, нашла старую заметку, присланную мне больше года назад Ольгой Удаловой - директором центра "Наш дом" из Москвы.

В дополнение к твоему рассказу хочу предложить форумчанам.
Называется

Малыш и математика

Можно предложить обучение счету на самых ранних стадиях без вербализации, абстрагируемости, только с помощью зрительных и осязательных (!) реакций. «У меня есть кубики. Давай положим на каждый кубик шарик "- установление взаимнооднозначного соответствия. Можно варьировать задачу: чтобы шарики доставать по одному – для усвоения принципа соответствия, все сразу – собственно для усвоения количественных понятий. Предложив задачу «Дай мне столько же шариков, сколько у меня кубиков», показав кубики, затем их спрятать за ширму – тут уже ребенку потребуется, во-первых, воспользоваться некоторой примитивной абстракцией и, во-вторых, абстрактной памятью, в уме восстанавливая, столько же кубиков там спрятано. Таким образом, не вербализованные количественные понятия несомненно можно развить в очень раннем возрасте (примерно к 3-х летнему возрасту в пределах 7-10), что ясно на аналогии с известной детской игрушкой пирамидкой.

Научившись к 1,5 годам (в среднем) надевать кружочки на палочку, к 3-м малыш в состоянии надеть их по порядку, сначала большой, потом – поменьше и т.д., явно научившись (в уме!) сравнивать кольца по размеру. Видимо, так же должно обстоять дело с упорядочиванием карточек с нарисованными на них разными по количеству точками (предметами) – см. Б.Никитин, Развивающие игры, - игра «Точки». Освоив количественные представления, на том же самом материале можно перейти к (невербализованным) математическим действиям:

1 сложение «вот кубики зеленые, а вот красные (2 и 3), достань шариков столько, чтобы хватило на все кубики»;

2 вычитание «вот кубики, я положу шарики на эти (на 2 из 5), а ты достань шарики для остальных кубиков»;

3 умножение «а теперь давай положим на каждый кубик по 2 (3,4) шарика»;

4 деление «разложи шарики на кубики поровну».

Шарики и кубики – только один из многих возможных вариантов подручного материала. Возможны куклы и чашки, игрушки – животные, фрукты, овощи и т.д., дети и конфеты, яблоки, но обязательно и абстрактные геометрические объекты тоже. Рекомендуемые для детского сада «на 1 больше», «на 1 меньше», конечно, полезны так же, особенно при введении вербальных обозначений. Но не до семи же лет...

Интересен и поучителен случай с 3-х летним Максимом: по рассказу мамы (уже отчаявшейся научить малыша порядковому счету хотя бы до трех), диалог был примерно следующий:
1 Посчитай, пожалуйста.
2 1, 2, 5, 6, ..
3 Ну кто же так считает?
4 Я так считаю.
5 А как другие детишки считают? (!!!)
6 1, 2, 3, 4, 5, 6, …
С этого момента больше никаких ошибок в счете. Считается все, с большим удовольствием и интересом.
Наташа,прочла в литературной теме -спасибо!Завела себе тетрадку -планы пишу теперьна неделю.Но устала ...Ничего- прорвемся!
вот что я нашла-
Олигофренопедагогика, отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в начале 19 в. как определённое направление в развитии медицины и педагогики. Первыми воспитателями умственно отсталых детей в специальными отделениях при психиатрических лечебницах и специальных приютах были врачи. Французский врач и педагог Э. Сегенразработал в середине 19 в. систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, основанную на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений - тренировок органов чувств, внимания, моторики, воли. Во 2-й половине 19 в. с введением во многих странах всеобщего начального обучения усилилосьвнимание к лёгким формам умственной отсталости детей; для них стали создаваться специальные классы и школы. СтановлениеО. за рубежом связано с именами Ж. Демора и О. Декроли (Бельгия), Б. Меннеля и А. Фукса (Германия), А. Бине, Ж. Филиппа и П. Бонкура (Франция). В разработку отечественной дореволюционной и советской О. значительный вклад внесли Е. К. Грачева, М. П. Постовская, В. П. Кащенко, А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев и др. Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908, первая вспомогательная школа - в 1910. В СССР воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственной отсталости осуществляется в специальных вспомогательных школах и направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а следовательно, на их социальную реабилитацию. Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых детей. Советские олигофренопедагоги отвергают получившие распространение за рубежом формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторная культура, психическая ортопедия) как главное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режим, оберегающий нервную систему ребёнка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к общественно полезному труду во вспомогательной школе и вне её, единство и постоянство требований школы и семьи. Советская О. придаёт большое значение обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию его речи, рациональному использованию словесных и наглядных методов в учебно-воспитательном процессе, практической направленности обучения. На основе динамического психологопедического изучения умственно отсталых детей осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Рисунок
Это мой Валера с ребятами ,которые живут сним в комнате.
Рисунок
Слушай... смотрю я тут на твоего сынулю, и... была я бы помоложе лет на 10... Эх... куда уходят годы...
Рисунок
Рисунок
smile:)
Рисунок
Вот,что я нашла .Правда,это для детей младшего возраста,мы это кое-что делали,ну,или похожее...
С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ, ОТСТАЮЩЕМУ В РАЗВИТИИ
Больше играйте с детьми
Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии - это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.
Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. У третьих с помощью игры можно формировать обобщающие понятия (овощи, фрукты, посуда и т.п.). Однако с каким бы ребенком ни проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии или не очень, - непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным ее участником.
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Дети, отстающие в развитии, как правило, либо не умеют играть, либо их "игра" носит своеобразный характер: проявляя интерес к игрушке, они долго ею не занимаются и часто используют не по назначению. Характерно желание сломать игрушку.
Если ребенок не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо одной игрушке, хватается за все или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, например, часами заводит волчок или многократно открывает и закрывает кран с водой, - то такого ребенка необходимо скорее научить играть.
Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но с привитием у него вкуса к игре она должна стать его потребностью и может продолжаться часами.
О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.
Какую выбрать игрушку?
Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.
Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии, предлагать слишком сложную игрушку. Так, например, полуторагодовалому малышу не надо давать заводную металлическую игрушку, в которую он не может вставить ключ. Такой игрушкой ребенок не играет, а стучит по столу или об пол. "Неинтересная" игрушка вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.
Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (выбор колец в определенном порядке).
Советуем учесть следующее:
в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
от 1 года до 2 лет - возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. предложите ребенку вложить один кубик в другой или одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов - вот подбор игрушек для этого возраста;
от 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики же предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т.п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
с 3 лет дети вступают в период вопросов: "Что это?", "Почему?". У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т.п. Мальчики любят быть то летчиками, то шоферами, то космонавтами;
с 4 лет и мальчики, и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.
Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст.
Как учить играть и какую игру выбрать?
Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т.е. обучающих, целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.
Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, укладывает спать, накрывает одеялом и т.п. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: "Сначала куклу Машу мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать" и т.д.
Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: "сделай, как мама, как папа, или брат, или сества".
Вот несколько примеров обучения детей, совсем не умеющих играть.
Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Продвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.
Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.
Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.
Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в стороны. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: "Лови!" И предлагает вернуть мяч обратно. Мяч прокатывается несколько раз.
Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т.п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.
Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: "птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое: "Покажи, как птички полетели", "Поболтаем ножками", "Покачаем головкой" и др.
Нанизывание колец пирамиды. Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Взрослый, забрав все кольца себе, выдает их ребенку по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.
Бросание мелких предметов (мозаик, бусинок) в сосуд с узким горлышком или узким отверстием. Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там бусинок или одна. Рекомендуется забрасывать бусинки попеременно то правой, то левой рукой.
Складывание небольших парных предметов, игрушек в мешочек. Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их в мешок, например: два кубика, две пуговицы, двух одинаковых зайчиков и др.
Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребенок вслед за взрослым повторяет движения кистями рук: ладони прижаты к столу, обращены вверх, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т.д. После того как ребенок научится повторять каждое движение в отдельности, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами две позы ваших рук, например: ладони вниз - ладони вверх или ладони на ребро - ладони вниз и др. (Эта игра особенно полезна детям со значительным отставании в развитии речи).
С более развитыми детьми, у которых уже есть потребность в осмысленной игре, можно разыгрывать события из их жизни или жизни семьи, фрагменты любимых сказок, телепередач. В такой игре персонажи легко заменить куклами, игрушечными животными, масками. Не забудьте заранее продумать сценарий и активно сопровождать действия речью.
Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.
Литература:
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
Рисунок
Какая молодец, Аленушка! Спасибо огромное!

Это - тебе:
Рисунок
76_b.jpg (29.11 КБ) [ Скачать ]
1.

Терпение, настойчивость и вера.

Начиная эту публикацию, не думаю, что сделаю какое-то открытие или скажу что-то новое…Нет. Скорее всего, все мои методы известны многим педагогам и просто родителям. Тут важно то, что, обучая «особого» ребенка нужно быть и особо терпеливым, настойчивым,идти вперед, несмотря ни на что… Искать новые пути, много читать и не опускать руки. А еще нужно просто любить своего ребенка. Все предельно просто в словах и чрезвычайно тяжело в деле.
Итак, как я обучала и обучаю своего ребенка, какие проблемы встречались на моем пути…И вообще как все происходило. Если, у кого – либо возникнут вопросы всвязи с этим- с удовольствием отвечу.
Начну с того, что никакой методической литературы у меня не было. Все, начиная с учебников, я находила сама или помогали подруги.
Начала я обучение, когда Валере, моему сыну, было полных 10 лет. До этого ему на МПК вынесли решение, что он необучаем. Не смотря на это дома мы потихоньку начали учиться самостоятельно- не верилось, что с моим ребенком может быть такое.
Что же мы делали? Занятия с Букварем не принесли никаких результатов-ничего не запоминал. Тогда стала покупать раскраски, альбомы для рисования, пазлы. Усаживала за стол, старалась увлечь …Рисунки получались похожими один на другой, раскрашивая, «выходил» за линию. Но все равно покупала раскраски, альбомы, карандаши, краски. И Валера рисовал, как получалось. Это нужно для того, чтобы ребенок научился лучше держать авторучку и карандаш.
И еще один момент, который я, возможно, упустила, надеясь, что время свое возьмет и все наладится. С самого малого возраста, как только заметили отклонение – бейте тревогу. Не могу сказать, что я не делала этого. Но врачи ничего не замечали, отметили лишь признаки рахита. А то, что плохо разговаривал - списывали то на стоматит, то предполагали короткую уздечку языка, которой не было в помине, то говорили, что мальчики поздно начинают говорить…
Так о чем я? Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем будет эффективнее его развитие. Шагайте от легкого – раскраски, пластилин, развивающие игрушки и прочее. Не спешите переходить к буквам и более сложному.
Что же я делала?
Купила тетрадку для первого класса-ту, что в косую линию. И это была наша первая тетрадка, с которую впоследствии я повезла на МПК. В этой тетрадке мы стали пробовать писать палочки, крючочки, флажки, шарики, ежиков, яблочки, зигзагообразную линию, конфетки, морковки ...Рисуется показ элемента красным карандашом или
красной пастой в начале строки и в середине для того, чтобы ребенку было легче выполнять работу. Приступая к работе нужно встать сзади ребенка, взять его руку с ручкой в свою и помогать ребенку писать. Времени уйти на это может много. Может год, может два, может меньше. Иногда вам будет казаться, что все это бесполезно, что ничему ребенок не научиться, но,…не смотря на это продолжайте учить. Так делала я. Оговорюсь сразу, что первый класс общеобразовательной школы мы прошли за четыре года, но – прошли же! И успехи имели.
Продолжим. Дальше в тетрадке стали печатать печатные буквы, чередуя их с палочками, крючочками... Позже предложила написать слова – мама, папа, имя ребенка, имена родных и тому подобное. По слогам. Печатали слова – кот, ток... И опять тоже самое-будет казаться на определенном этапе, что все бесполезно…Не стоит отчаиваться - отдохните, отвлекитесь и дальше. Только такой настойчивый в терпении труд принесет свои плоды. И так было у меня всегда, даже сейчас, когда Валера читает, пишет, считает…
В тетрадке в клетку тоже – палочки, шарики…Подключите фантазию! Что скучно, то обыграйте! Продолжительность занятий индивидуальна. Мы занимались поначалу по 10-15-20 минут. И не каждый день. Если ребенок явно устал, раздражителен, не стоит и начинать. Лучше когда никто не мешает и не отвлекает. Я своим родным сказала сказу:
-Во время занятий - никаких вопросов и не отвлекайте! Нас нет!
И, конечно, все очень индивидуально. Что быстро смог один – другому тяжело…
Так с палочками, крючками, красками, печатанием букв и т.п. мы «ползли» почти два года.
Потом собрали все тетради, раскраски, альбомы по рисованию и – на МПК:
-Посмотрите, пожалуйста, тетради. Ведь получается у него и строку «держит» и уже прописные вот немного пытается…
Там сказали, с неуверенностью:
-Попробуйте, но только индивидуально,- и дали четыре часа в неделю индивидуального обучения на дому.
Напрашивается вопрос: «А что раньше нельзя было попробовать».
Итак, подведем итог-
1.Если у вас ребенок отстает в развитии, начинайте заниматься с ним как можно раньше. Используя метод от простейшего к сложному.
2. Только настойчивые и упорные родители, а также родители, которые верят в себя и ребенка, достигнут результатов. И пусть они будут самые малые! Это уже результат!
3.Не жалейте денег - покупайте раскраски, прописи для дошкольников, самым маленьким можно и простые альбомные листы, кисти, краски …Пусть малюет. И посмотрите, какие шедевры нарисует ваш ребенок! В этом будет что-то. (К примеру, один рисунок моего ребенка был близок к стилю Пикассо.)
4.И главное - если вашему ребенку поставили вердикт «необучаем» - это еще ничего не значит. Просите, не получится – пробуйте сами, договаривайтесь с учителями сами. И после, с результатами - к тем, кто вам сказал – «необучаем».
5.Если у вашего ребенка умственная отсталость, и вы не занимаетесь с ним из-за того, что решили, что все бесполезно-это прямой путь к усугублению и без того слабого интеллекта и вы, ступая на легкий путь, калечите судьбу своего(!) ребенка. А вы хотите этого?

2.

Как мы «пробовали» обучение.

Валере было полных десять лет, когда мы начали «пробовать» обучение. И так как я взяла обучение на себя, имея педагогическое образование, то нагрузка была с бумагами, как в самом обычном классе-тематические планы, рабочие планы на каждый день, наглядности…. Только тетрадей мало.
Валера практически мало знал в некоторых областях или не знал вообще ничего. Тут была моя ошибка, что я надеялась, что однажды, произойдет чудо. Чудо может произойти, если очень захотеть и начинать работать с ребенком, когда появляются «первые звоночки» умственной отсталости. Надеяться, что со временем все пройдет – затея не из лучших. Увы, я поняла, это поздновато. Хотя и постоянно надоедала врачам своим беспокойством по поводу плохого развития ребенка. Не хочу никого обвинять, но, когда идешь к врачу, то надеешься на профессиональную помощь. А мне, молодой маме, даже не подсказали (а надо было вообще забить тревогу!) свозить ребенка в областной центр. Вот еще тогда бы выявилась и аномалия головного мозга и остеохондроз, результат родовой травмы и много чего еще…
Продолжим?
Обучать, имея небольшой опыт работы со здоровыми детьми было непросто. Обычный тон разговора не подходил, то есть, как мы дома разговаривали. Стала говорить немного строже и, постепенно, и я и Валера привыкли, что, когда идут занятия у мамы другой тон-интонация речи. Что мама – учительница. И все члены семьи постепенно привыкли.
Из литературы, которую я кое-как нашла, была ксерокопия с ксерокопии «Программа для вспомогательной школы 8 вида». из нее я узнала, что самое главное это не сделать супер умного ребенка, а создать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и другое). То есть главное – это помочь ребенку адаптироваться к жизни.
Также, составляя учебные планы, опиралась на, цитирую « когда дети не усваивают минимальный уровень знаний, учитель вправе самостоятельно определять индивидуальную программу обучения, так как основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с умственной недостаточностью. Именно этот принцип определяет структуру и содержание программ, а также организацию самого учебного процесса, основной формой которого является урок». И самое главное, что « основная задача – всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с умственной недостаточностью»
На занятиях с ребенком очень важно учитывать такие моменты-
1.Что наибольшая работоспособность детей достигается в первой половине занятий .
2.Очень важна – смена динамичных поз на занятиях. То есть надо организовывать занятия – сидя-стоя. Или, к примеру, устал ребенок. Говорите ему: «А теперь встанем, поиграем!» И провести с ребенком что-то вроде физкультминутки - «Как качаются часики? Как прыгает мячик?». Или найти какой-нибудь стишок и обыграть его. К примеру.
«Вышли мышки погулять - шагаем,
Стали весело считать - раз, два, три, четыре - подняли руки вверх и раскачиваем их в
стороны.
Мышки дернули за гири--- обеими руками съимитировать, как дергают мышки за гири
Вдруг, раздался страшный гром - обеими руками взяться за щеки и покачать головой.
Побежали мышки вон!---- бег.

«Ну, а теперь сели за стол, закрыли глазки и представили, что вы в лесу. Птицы поют, тихо, спокойно. Пахнет цветами…Открыли глаза. И занимаемся дальше (можно сказать-играем, чтобы не напрягать ребенка)
Отдельно хочется сказать о роли аутотренинга в обучении. Я перед каждым занятием просила закрыть глаза, брала его за руку и просила повторять слова: «Я Валера, я – хороший мальчик, я - здоровый мальчик, мне нравится заниматься (играть), у меня все получиться» Так перед каждым занятием. Если ребенок не говорит или говорит плохо, берите его за руку и говорите от его имени-он ведь слышит вас! Аутотренинг придает уверенности в себе, да и уверенность и самим родителям, что все действительно получится.
Итак.
1.Ищите разную литературу по обучению детей с умственной отсталостью. В обычных магазинах может и не быть, спрашивайте, где можно купить. Я, например, покупала в областном центре в Институте переквалификации учителей. Там есть такой небольшой магазинчик с разной литературой. Дорого, но – не дороже здоровья и развития ребенка. Поэтому я тратила много денег.
2.Во время занятий меняйте позы.. Используйте физкультминутки. Позже я постараюсь их напечатать.
3.Используйте аутотренинг.
Я каждому родителю «особого» ребенка от души желаю удачи. Верьте в себя, в своего ребенка и…все обязательно получиться.
Далее я продолжу свое повествование о том, как я занималась со своим ребенком, какие проблемы были у меня, как я их решала.
Рисунок
Вчера мы ездили на фестиваль среди инвалидов. "Вместе мы сможем больше!"Занял Валера -3 место во взрослой категории.Предствлял -фото.
Рисунок
Поздравляем!!!

А какой это фарфор Валера рекламирует? Я о таком и не слышала...
Спасибо за поздравление!
Это российский Городницкий фарфор,пгт Городница.Житомирская область.

вот этот чайный сервиз!
Рисунок
Киноактеры, шнурки, пуговицы, книги и…опять терпение!


Ну, вот пришло время опять встретиться. У нас с Валерой подходит к концу сентябрь-первый месяц учебного года. И у нас опять проблемы с математикой…Выкручиваемся, как можем!
А еще у нас пронзительная осень с желто – оранжево-красным великолепием…
Мой Валерка несколько минут назад сидел за компьютером и читал «скаченные из Ин-тернета» биографии актеров-Краско, Безрукова, Майкова, Бодрова…Сначала он просил у меня «скачивать» фотографии актеров. А как-то, когда вместе с фото открылась био-графия актера, попросил, чтобы я сохранила и это. Я даже в тот момент и не подумала, что это сослужит мне хорошую службу. Он стал периодически просить меня искать биографии и сохранять. Что я и делала. Всё-таки компьютер подарили ему! И что жал-ко мне что ли…
И вот однажды, захожу и вижу: сидит Валера и читает биографию Андрея Краско. Гу-бы тихонько шевелятся, весь во внимании. Ура! Зачитал! Не заставляла, не принуждала, не увлекала! А ПМПК говорила: «Какой компьютер, какая психология-нельзя!-чтение, ма-тематика, русский язык!!!» А вот и не угадали – именно компьютер и помог. Не зря сиде-ли на «экономном режиме» и откладывали зарплату мужа несколько месяцев. Компью-тер купили с жидкокристаллическим экраном - не буду же я зрение ребенку портить обычным! Нет нормальной мебели, одежды новой, но зато книги, аудио- и видеокассеты, диски, компьютер…А сколько полезной информации по обучению, воспитанию, лечению ребенка можно получить через глобальную сеть!
Так что пусть мой ребенок не будет запоем читать Пушкина, но зато он много будет знать о жизни киноактеров. Опять индивидуальный подход! А ваш ребенок может книжки с упоением зачитает.
Когда я училась в школе, то вместе со мной, в одной школе (младше меня года на четы-ре) училась девочка – Марина. В умственном развитии очень отставала, постоянно от-крытый рот, на уроках молчала, «двоечница»…А годы спустя, довелось мне ее встретить в клубе для детей с ограниченными возможностями «Звездочка». Она там была самая старшая, помогала руководителю. Так вот не раз, когда я приходила забирать Валерку, заставала ее читающей! Грешным делом подумала, что просто в книжку смотрит. Но руководитель сказала, что она читает! Научилась поздно читать, но читает же! Кста-ти говоря, любовь к книге я своему сыну тоже постараюсь привить. Не сразу, не скоро, но и книжки зачитает! Дорогу осилит идущий!
…Терпение. Порой мне говорили:
- И как у тебя терпения хватает! Ведь Валерка тебя за день об одном и том же может несколько раз спросить. И объяснять ему надо несколько раз, чтоб что-то сделал. И по-рой рядом стоят при этом приходилось.
Честно говоря, я не задумывалась, как! я терпела. Жила и все. И срывалась порою и кри-чала, потом сожалела, плакала…Было все. А сколько еще будет…
…Валерка долго не мог научиться завязывать шнурки, что я однажды подумала, что он никогда не научиться завязывать. Пробовала учить – не получалось…Пальцы- неумехи. Совсем неловкие…Родные упрекали:
-Учи, сколько можно ему завязывать шнурки!-ему,наверное,лет восемь было, а он еще не умел…
И однажды я сказала фразу, которая и поддерживает меня и одновременно защищает:
-Придет время-научиться!Не торопите!
Так и случилось. Я не торопила сына, не ругала, терпеливо сидела перед ним на коленках и завязывала шнурки на ботинках и кроссовках и застегивала пуговицы!
А все это время на занятиях тренировали мелкую моторику пальцев.
Брали пуговицы разные, рассыпали их хаотично по столу. Рядом две тарелочки. Предло-жите ребенку в одну тарелочку положить большие пуговицы (покажите какие), а в дру-гую маленькие (тоже покажите какие). Моему сыну это занятие очень нравилось. К то-му же формируется или закрепляется понятие «большой-маленький». Разнообразие это-го задания (посложнее, конечно). В одну тарелочку былые, предположим, пуговки, а в дру-гую - черные. Ну, это для тех, кто цвета знает. А можно с этого начать изучение цве-тов, если почувствуете, что может запомнить, покажите какие черные, какие белые.
Все опять же очень индивидуально. И не расстраивайтесь, что не получается, не полу-чится в первого раза, получится с тридцатого.…А как вы хотели? Без труда не вытя-нешь и рыбку из пруда.
А труд у нас будет неблагодарный, учишь – учишь, а эффект-нулевой. Не получится, ду-маешь. Ну, безполезно, ну, никак! Не поддавайтесь таким мыслям - уж элементарному письму, чтению, счету вы научите! Здесь еще что главное – заниматься не от раза к ра-зу, а систематически! Желательно в одно и тоже время. Но я еще старалась занимать-ся, когда дома никого. Коррективу, конечно, введут домашние дела, работа…
О работе. Небольшое отступление. Я не работала с появлением Валеры, благодарна му-жу, что не упрекнул в этом и понял, что это самое лучшее, что мы могли сделать для сына. Маме, отдавшей силы работе, поднять ребенка в развитии будет сложнее. Мо-жет, только нанимая педагогов. Но это уже кто как решит-определится…
…Вернемся к моторике пальцев рук. Что ж еще можно!
1. Захватываем щепотью какую-нибудь крупу и пересыпаем ее в другую емкость. Опять берем щепотью и опять в другую емкость. Пока не надоест.
2. Поиграем на пианино? Сыграем веселую мелодию для мамы? (бабушки, куклы, бе-лочки…)
3. Покрасим стену краской? Берем воображаемую кисть и красим стену. Обмакнем кисточку и опять покрасим.
4. К нам пришел котенок! Погладим воображаемого котенка рукой.
5. Птички прилетели и клюют зерно. Локти на столе, движения кистями, подражая тому, как клюют птицы.
6. Очень нравилось моему сыну такое упражнение. Кулачок, ладошка, я иду, как кош-ка. Сжимаем руки в кулачок, потом показываем ладошку и как бы идущие пальчи-ки по столу, при произношении слов «Я иду, как кошка».
7. Купить игрушку, не очень сильно пищащую, резиновую. И пусть ребенок сжимает-разжимает ее.
8. Кукла хочет кушать. Вот тарелочка. (блюдечко перед ребенком и кукла). Покорми куклу с ложечки.(Одновременно учимся держать ложку, так как есть дети ,которым трудно научиться держать ложку. А тут в игре – и поучитесь!
9. Возьмите шнурок, научите или купите какие-нибудь колечки и нанизывайте колеч-ки на шнурок.
10. Наматывание ниток на клубок.
11. Угости белочку орешками. Из одного места в другое, где игрушка, один за другим, перекладываются орехи.
12. Из счетных палочек давай выложим забор, домик…
13. Специфические упражнения – щелчки пальцами, вращение пальцами. Но это уже сложнее. А вдруг у вашего ребенка и получится?
14. Действия с водой. Переливание из одной емкости в другую. Использовать можно сначала кружку, потом ложку, половник, воронку. О, да ты у нас повар!
15. Пересыпание сыпучих предметов (крупы, к примеру). Пересыпаем ложкой, рукой.
Из одной емкости в другую.
Конечно, не все здесь придумано мной. Приходилось кучу литературы перечитать, нужной и не очень. Приходилось записывать. Вот теперь записи из «архива» подни-маю.
Особые дети развиваются и учатся всю жизнь. Постепенно, долго, но – вперед.
Поэтому, не придавайте особого значения тем месяцам и годам, на которые ваш ре-бенок отстает от здорового. Исключите из своего лексикона слово «невозможно». Посмотрите, что написано слева в этой электронной газете:

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Не-возможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"
Вот и возьмите себе за девиз жизненный! Чаще хвалите ребенка. Если проявляется что-то плохое-избавляйтесь, одновременно прививая полезные навыки. И хорошее по-ведение закрепляйте. Хвалите - «молодец, хорошо» - эти слова и подобные им очень эффективны, конечно, если сказаны от души…
Тут еще будет важен и личный пример родителей, потому как мне кажется, особые дети очень склонны к копированию.
Разговаривайте с ребенком, даже, если он сам плохо разговаривает. Речь не услож-няйте, предложения должны быть простыми и краткими. К примеру:
- Принеси игрушку из комнаты.
Ребенок не понял. Присядьте перед ним на колени, смотрите ему в глаза и повторите просьбу. Не понял, еще раз…Повторения должны быть монотонные, кому -то это покажется странным со стороны, но это эффективно. По крайней мере, проверено мною.
А как часто бывает, сказали, не понял и пошло-поехало:
-Я же тебе сказала (идет усложнение предложения), сходи и принеси игрушку, а ты что!
В итоге ребенок теряется, в худшем случае пугается…А у вас портится настроение «какой же он…» Да, нормальный он, только нам надо учить их жить в нашей жизни. Так, что не падать духом! Не спорю, бывает всякое, срываемся. Но - признаем ошиб-ки, анализируем и – вперед и с песней!
Все действия, которые вы производите с ребенком или для него – все должно сопро-вождаться комментариями.
«А сейчас мы возьмем книжку в руки, откроем её» Ну и все в этом роде.
Не помню уже где, но есть у меня запись одна, которая тоже должна быть на воо-ружении родителей особых детей.
Помните!
1.Думайте прежде, чем говорить!
2.Говорите, что думаете!
3.Делайте то, что говорите!
4.Тогда и дети ваши будут говорить!
Ну вот, наверное, на сегодня все. У нас уже холодно, сегодня был утром мороз минус 10,такое у нас Забайкалье. Лес красивый, просто глаз не оторвать. Завтра надо сы-на на экскурсию сводить. Пособираем листики, шишки, веточки…Будет, чем зимой заняться. Аппликации, поделки.
А совсем недалеко от нашего дома лес-тайга, то бишь…По тропке вверх поднимешь-ся и в знакомом нам месте - муравейник. Бегают муравьи, снуют без конца…Тащат на себе, что, казалось бы, им не под силу…Но муравейник отстроили огромный, на-верное, не один год строили…Слабее ли мы, люди с разумом? Если насекомые тащит ношу непосильную и не отчаиваются, даже, если кто раззорит муравейник. И строят опять…
Разве слабее мы, люди?
Рисунок
Забрамная Софья Давыдовна "Ваш ребенок учится во вспомогательной школе"- если кому в сети встетится эта книжка,девочки,оставьте ссылку,пожалуйста!
Рисунок
Страницы: 1 2 След.

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance