Облегчит проезд к месту реабилитации и обратно Авиакомпания ЮТэйр, подписавшая соглашение с Фондом "ВИТА" о поддержке одних из самых не защищенных наших граждан - детей-инвалидов.
В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» провёл первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».
1. Колонка главного редактора
2. Содружество специалиста и родителей в телесно-ориентированной педагогике
3. Литературная страничка.Е.Калинчук.Скобяных дел мастер
1. Колонка редактора - что было и что будет, а так же деловое предложение;
2. Интервью А.В.Суворова журналу "Современное дошкольное образование";
3. Марк Бурно: "Понять силу своей слабости" (Интервью с основателем
терапии творческим самовыражением)
1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими
Эти проверочные таблицы можно использовать для тестирования ребенка, уровень развития которого соответствует 0-4 годам. Кроме того, эти таблицы могут послужить основой для формирования его индивидуальной программы. О том, как это делать детально описано в книге 2, главы 1 и 2.
Эта книга также включает сводную таблицу навыков общения, представленную в в книге 3.
От 18 месяцев до 2 лет
Подбор и сортировака. Работа
с предметами и картинками
И.59 Подбирает предметы к
образцу (без вариантов)
И.60 Подбирает предметы к
образцу (на выбор даются
2 варианта.
Умение хватать
Б.61 Берет в руку булавку
или нитку, захватывая
ее с двух сторон.
Умение класть или ставить
предмет в нужное место
Г.62 Строит башню из шести
кубиков.
Рисование
Е.63 Рисует вертикальные
линии, имитируя
действия взрослого.
Навыки обращения с книгой
Ж.64 Переворачивает по
одной бумажные станицы
книги.
Решение несложных практических
задач и головоломок
З.65 Вставляет друг в друга
4 стаканчика
З.66 Вкладывает треугольную
пластинку в
соответствующее отверстие
доски форм (отверстие
всего одно.
З.67 Вкладывает круглую
пластинку в одно из
трех отверстий доски
форм.
З.68 Вкладывает квадратную
пластинку в одно из
трех отверстий доски
форм.
З.69 Вкладывает треугольную
пластинку в одно из
трех отверстий доски
форм.
Умение манипулировать
предметами
Д.70 Складывает бумагу,
имитируя действия
взрослого
Д.71 Решает некоторые
практические задачи,
пользуясь несложными
инструментами.
Решение несложных практических
задач и головоломок
З.72 Собирает головоломку,
к каждой картинке
которой достаточно
добавить только один
элемент.
З.73 Собирает головоломку
из шести картинок, к
каждой из которых
достаточно добавить
один элемент.
З.74 Собирает головоломку-
картинку, из которой
удалены 3 элемента.
З.75 Подражая взрослому,
строит поезд.
З.76 Ищет механизм,
приводящий в действие
игрушку.
Подбор и сортировака. Работа
с предметами и картинками
И.77 Подбирает к картинкам
соответствующие
предметы.
И.77 Подбирает к картинкам
соответствующие
предметы (на выбор
даются 2 варианта).
И.78 Подбирает картинки к
образцу (на выбор
даются 2 варианта).
И.79 Подбирает картинки к образцу (на выбор даются 4 варианта).
И.80 Подбирает к картинкам
соответствующие
предметы (на выбор
даются 4 варианта).
Подбор, сортировка и отбор.
Подготовка к школе
К.81 По знаку взрослого
дает один предмет.
К.82 Подбирает к образцу
фигуру определенной
формы (на выбор
даются 3 варианта).
К.83 Подбирает к образцу
предмет определенного
цвета (на выбор
даются 2 варианта).
К.84 Подбирает к образцу
предметы 4 разных
цветов (каждый раз
даются 2 варианта).
Рисование
Е.85 Рисует кругообразные
линии, имитируя
действия взрослого.
Е.86 Рисует горизонтальные
линии, имитируя
действия взрослого.
Е.87 Держит восковой мелок
пальцами.
Е.88 Сознательно рисует
ни бумаге" картинку".
Е.89 Рисует круг, имитируя
действия взрослого.
Е.90 Копирует изображение
круга.
Умение манипулировать
предметами
Д.91 Нанизывает на нить
4 крупные бусины.
Д.92 Нанизывает на нить
4 средние бусины.
Д.93 Режет ножницами.
Д.95 Строит башню из
шести деталей набора
"Дупло".
Умение класть или
ставить предмет в
нужное место
Г.96 Строит башню из
8 кубиков.
Г.97 Вставляет 6 маленьких
штырьков в гнезда
специальной доски.
Навыки обращения
с книгой
Ж.98 Указывает на отдельные
элементы рисунка
в книжке.
Ж.99 Рассматривает книжки
самостоятельно.
От 3 до 4 лет
Решение несложных практических
задач и головоломак
З.100 Собирает впервые увиденную
головоломку-картинку из
шести элементов.
З.101 Собирает впервые увиденную
головоломку-картинку из
восьми элементов.
З.102 Собирает
головоломку-картинку
из четырех абстрактных
элементов.
З.103 Подражая взрослому,
строит мост.
З.104 Выстраивает пять кубиков
в ряд "по росту".
З.105 Приводит в действие
механическую игрушку
без предварительной
демонстрации необходимых
для этого действий.
Подбор и сортировака. Работа
с предметами и картинками
И.106 Подбирает к картинкам
соответствующие карточки.
И.107 Раскладывает карточки по
соответствующим картинкам.
Подбор, сортировка и отбор.
Подготовка к школе
К.108 Из трех разных форм
по просьбе взрослого
выбирает одну.
К.109 Подбирает к образцу
предметы определенного
цвета (на выбор даются
4 варианта).
К.110 Глядя на образец,
составляет цветовые
комбинации из 4 кубиков.
К.111 Сортирует предметы
по величине (2 варианта).
К.112 Сортирует предметы
по форме (3 варианта).
К.113 Сортирует предметы
по категориям (2 варианта).
К.114 Объединяет предметы
в пары по функциональному
признаку.
К.115 По просьбе взрослого из
4 предметов выбирает один.
K.116 Сортирует предметы по
цвету (4 варианта).
K.117 Подбирает карточки
6-элементного буквенного
лото к буквам на
большой карте.
К.118 Подбирает карточки
4-элементного лото
со словами к словам
на большой карте.
Рисование
Е.119 Изображает знак "плюс".
имитируя действия
взрослого.
Е.120 Имитируя действия
взрослого, изображает
фигуру, подобную
литинской букве V
(галочку).
Е.121 Копирует знак "плюс".
Е.122 Рисует простую
картинку.
Е.123 Закрашивает отдельные
части бумаги, пользуясь
трафаретом.
Е.124 На большом листе бумаги
рисует красками разные
линии и формы.
Е.125 Пририсовывает к
незаконченной фигуре
человечка руки и ноги.
Е.126 Рисует человечка,
изображая, по меньшей
мере, три части тела.
Умение манипулировать
предметами
Д.127 Нанизывает на нить
4 маленькие бусины.
Д.128 Разрезает полоску
бумаги, шириной 2 см.
Д.129 Разрезает на две части
квадратик со стороной 10 см.
Д.130 Наклеивает картинку
на бумагу.
Д,131 Строит несложные
сооружения из шести
деталей набора "Дупло".
ПРОВЕРОЧНАЯ ТАБЛИЦА ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ
ДАТА ОЦЕНКИ
ВАШИ КОММЕНТАРИИ [+/-]
От 0 до 3 месяцев
Умение слушать и концентрировать
внимание на том, о чем говорят
А.1 Реагирует на звук
испугом или переменой
в поведении.
А.2 Реагирует на голос
испугом или переменой
в поведении.
А.3 На мгновение задерживает
свой взгляд на лице
говорящего.
А.4 Поддерживает зрительный
контакт с говорящим
(смотрит на его глаза
и рот).
А.5 Разглядывает окружающие
предметы, переводя взгляд
с одного на другой.
От 3 до 6 месяцев
Умение слушать и концентрировать
внимание на том, о чем говорят
А.6 Ищет глазами, откуда
исходит звук.
А.7 Пoворачивается на звук
(находит глазами источник
звука, повернув в его
сторону голову).
А.8 Поворачивается на голос
(находит глазами
говорящего, повернув
в его сторону голову).
Oт 6 до 9 месяцев
Умение слушать и концентрировать
внимание на том, о чем говорят
A.9 Сидя на стуле,
внимательно слушает.
А.10 Вместе со взрослым
в течение 2 минут
смотрит на картинки
или предметы.
А.11 В ответ на тон говорящего
(дружелюбный или сердитый)
меняет выражение лица.
Реагирует на жесты и
выполняет простые указания
Б.12 Меняет выражение лица
в ответ на изменение
выражения лица
взрослого.
Б.13 Выполняет простую
просьбу, сопровождаемую
жестами.
От 9 до 12 месяцев
Умение слушать и концентрировать
внимание на том, о чем говорят
А.14 В шумной обстановке
слушает одного человека.
Реагирует на жесты и
выполняет простые указания
Б.15 Оборачивается, услышав
свое имя.
Б.16 Услышав строгое
замечание, прерывает
свое занятие.
Б.17 В ответ на словесную
просьбу машет ручкой
или хлопает в ладоши.
Б.18 Находит знакомые
предметы, о которых
его спрашивают.
Б.19 Находит членов семьи,
о которых его
спрашивают.
От 12 до 15 месяцев
Умение выбирать из нескольких
предметов или картинок то,
что нужно
В.20 Из двух предметов
выбирает тот, который
ему называют.
Реагирует на жесты и
выполняет простые указания
Б.21 Дает предмет
говорящему в ответ
на его просьбу.
Б.22 Указывает на предмет,
о котором его спрашивают.
От 15 до 18 месяцев
Умение выбирать из нескольких
предметов или картинок то,
что нужно
В.23 Указывает на отдаленный
предмет, видный из
растворенной двери.
В.24 Из трех предметов
выбирает тот, который
ему называют.
В.25 Указывает на одну
часть тела, которую
ему называют.
Реагирует на жесты и
выполняет простые указания
Б.26 Выполняет простую
просьбу, выраженную
двумя или тремя словами.
Б.27 Выполняет три простые
просьбы, выраженные
двумя или тремя
словами.
Б.28 По просьбе говорящего
приносит знакомый
предмет из другой
комнаты.
От 18 месяцев до 2 лет
Умение выполнять указания,
в которых есть слова,
обозначающие действия
Г.29 Выполняет одно из
двух разных действий с
одним предметом в ответ
на соответствующую
просьбу
Г.30 Выполняет три разных
действия с одним
предметом в ответ
на соответствующую
просьбу.
Умение выбирать из нескольких
предметов или картинок то,
что нужно
В.31 Указывает на четыре
части тела, которые
ему называют.
В.32 Из четырез предметов
выбирает тот, который
ему называют.
В.33 Выбирает три предмета
одежды, которые ему
называют.
В.34 Из двух картинок
выбирает ту, которую
ему называют.
В.35 Из четырех картинок
выбирает ту, которую
ему называют.
В.36 Указывает на семь
частей тела, которые
ему называют.
Умение слушать и концентрировать
внимание на том, о чем говорят
А.37 Выслушивает короткий
рассказ до конца.
Умение выполнять указания,
в которых есть слова,
обозначающие действия
Г.38 Демонстрирует десять
действий в ответ на
просьбы, содержащие
соответствующие слова.
Г.39 Выполняет указания,
состоящие из двух слов,
выбирая один из двух
предметов и совершая
одно из двух действий.
Г.40 Выполняет указания,
состоящие из двух слов,
выбирая один из трех
предметов и совершает
одно из четырех действий.
Г.41 Выполняет указания,
состоящие из двух слов,
выбирая один из четырех
предметов и совершая
одно из четырех действий.
Г.42 Выполняет указания,
в каждое из которых
входят две пары слов;
в каждой паре одно слово
обозначает действие, а
другое - название
предмета.
Умение выбирать из нескольких
предметов или картинок то,
что нужно
В.43 Указывает на десять
частей тела, которые
ему называют.
В.44 В ответ на вопрос:
"Где...?" показывает
на себя.
В.45 Из девяти картинок
выбирает ту, которую
ему называют.
В.46 Из четырех предметов
выбирает два в
соответствии с
функциональными
признаками, которые
ему называют.
В.47 Из шести предметов
выбирает четыре в
соответствии c
функциональными
признаками, которые
ему называют.
В.48 Из шести предметов
выбирает шесть в
соответствии с
функциональными
признаками, которые
ему называют.
В.49 Из пяти представленных
ему различных кушаний
указывает три, о которых
его спрашивают.
В.50 Из пяти представленных
ему различных животных
указывает трех, о которых
его спрашивают.
В.51 Из пяти представленных
ему предметов мебели
указывает три, о которых
его спрашивают.
В.52 Выполняет просьбу:
"Дай мне... и...!",
выбирая два предмета
из четырех.
В.53 Выполняет просьбу
Дай мне... и...!",
выбирая два предмета
из тех, что находятся
в комнате.
Умение выполнять указания,
в которых есть слова,
обозначающие признаки
предметов или выражающие
состояния
Д.54 Из двух предметов -
большого и маленького -
выбирает большой.
Д.55 Из двух предметов -
большого и маленького -
выбирает маленький.
Д.56 В каждой из двух пар
предметов по нашей
просьбе находит большой
или маленький предмет.
Умение выполнять просьбы,
содержащие предлоги и другие
слова, которые определяют
местоположение одного предмета
относительно другого.
Д.57 По просьбе говорящего
кладет предмет на и под
перевернутую вверх дном
чашку.
Д.58 По просьбе говорящего
кладет предмет в сосуд.
Д.59 По просьбе говорящего
вынимает предмет из
сосуда.
Д.60 По просьбе говорящего
кладет предмет в, на,
под другой предмет.
Умение реагировать на
грамматические особенности
Ж.61 Распознает множественное
число существительных.
Ж.62 Различает притяжательные
местоимения
Ж.63 В словах говорящего,
который показывает два
предмета, распознает
частицу не.
Умение слушать и концентрировать
внимание на том, о чем говорят
А.64 В течение 10 минут
внимательно слушает
рассказ, находясь с
рассказчиком наедине.
От 3 до 4 лет
Умение выполнять указания,
в которых есть слова,
обозначающие действия
A.65 Выполняет указания, в
каждое из которых входят
две пары слов; в каждой
паре одно слово обозначает
действие, а другое -
название предмета из тех,
которые находятся в
комнате.
Г.65 Выполняет указания, в
каждое из которых входят
три пары слов; в каждой
паре одно слово обозначает
действие, а другое -
название предмета из тех,
которые находятся в
комнате.
Умение выбирать из нескольких
предметов или картинок то,
что нужно
В.67 Указывает на 13 частей
тела.
В.68 Указывает на 16 частей
тела.
В.69 Если на картинке
изображены мальчик
и девочка, указывает
того, о ком спрашивают.
В.70 Если на картинке
изображены мужчина
и женщина, указывает
того, о ком спрашивают.
В.71 Отбирает предметы,
относящиеся к понятию
"пища".
В.72 Отбирает предметы,
относящиеся к понятию
"животные".
В.73 Отбирает предметы,
относящиеся к понятию
"одежда".
В.74 Отбирает предметы,
относящиеся к понятию
"мебель".
Умение выполнять указания,
в которых есть слова,
обозначающие признаки
предметов или выражающие
состояния
Д.75 По просьбе говорящего
выбирает длинный и
короткий предметы.
Д.76 По просьбе говорящего
выбирает твердый и
мягкий предметы.
Д.77 По просьбе говорящего
выбирает шероховатый и
гладкий предметы.
Д.78 По просьбе говорящего
выбирает открытую и
закрытую дверцы (ящички,
глаза и т.п.).
Д.79 В ответ на вопрос:
"Что ты делаешь, когда
устал/голоден\тебе
холодно?" отвечает или
показывает, что делает.
Д.80 Из группы предметов
отбирает одинаковые.
Д.81 Среди нескольких
предметов находит тот,
который отличается от
остальных.
Д.82 Находит веселого,
грустного, сердитого
человека или показывает
сам, что означают эти
понятия.
Д.83 Выбирает предмет,
который больше или
меньше демонстрируемого.
Д.84 Находит первого и
последнего.
Умение выполнять просьбы,
содержащие предлоги и другие
слова, которые определяют
местоположение одного предмета
относительно другого.
Е.85 По просьбе говорящего
кладет один предмет
перед\за другим.
Е.86 По просьбе говорящего
кладет один предмет
сбоку\подальше от другого.
Е.87 По просьбе говорящего
кладет предмет перед, за,
сбоку, подальше от, на и
под перевернутую чашку.
Умение реагировать на
грамматические особенности
Ж.88 В словах говорящего
который демонстрирует
два действия, распознает
частицу не.
Ж.89 Распознает частицу не,
когда ее употребляют
по отношению к
признаку предмета.
Ж.90 Различает местоимения
его, ее, я, ты.
Умение слушать и концентрировать
внимание на том, о чем говорят
А.91 Слушая рассказ, отвечает
словами или жестами на
простые вопросы.
ПРОВЕРОЧНАЯ ТАБЛИЦА
САМООБСЛУЖИВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
ДАТА ОЦЕНКИ
ВАШИ КОММЕНТАРИИ [+/-]
От 0 до 3 месяцев
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.1 Успокаивается, когда его
берут на руки.
А.2 На мгновение фиксирует
свой взгляд на лице.
А.3 Улыбается или подает
голос в ответ на обращенные
к нему слова или
прикосновение.
От 3 до 6 месяцев
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.4 Тянет ко рту руку с
игрушкой или каким-нибудь
другим предметом.
А.5 В предвкушении того,
что его сейчас возьмут на
руки, шевелит ручками,
ножками или поднимает
голову.
А.6 Улыбается без видимой
причины.
А.7 Протягивает ручки, чтобы
его взяли на руки.
А.8 Улыбается отражению в
зеркале.
А.9 Пытается дотянуться дo
игрушки.
А.10 Смеется, когда его
головку накрывают
пеленкой.
Умение самостоятельно
есть и пить
Б.11 Глядя на грудь или
бутылочку, предвкушает
приближение кормления.
Б.12 Берется руками за
грудь иои бутылочку.
Б.13 Всасывает и проглатывает
пюреобразную пищу.
От 6 до 9 месяцев
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.14 Смеется, когда с ним
играют в знакомые игры.
А.15 Реагирует удивленным
взглядом или плачем на
появление незнакомых
людей.
А.16 Играет с несколькими
игрушками самостоятельно
в течение 10 минут.
Умение самостоятельно
есть и пить
Б.17 Пьет из чашки с
помощью взрослого.
Б.18 Жует и проглатывает
полупротертую пищу.
Б.19 Самостоятельно ест
пищу, которую берут
руками (сухари,
печенье и т.п.).
От 9 до 12 месяцев
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.20 Участвует в игре
"Ку-ку, вот и я".
А.21 Играет в простые игры,
требующие взаимодействия,
например, "ладушки" или
"сорока-ворона", протягивая
и удерживая свои руки,
А.22 Демонстрирует простую
функциональную игру,
поднося ко рту чашку
или ложку.
А.23 Играет в мяч, толкая
его обратно маме.
А.24 Играет самостоятельно
вблизи взрослого) в
течение 15-20 минут.
Умение самостоятельно
есть и пить
Б.25 Берет в руку и ест
маленькие кусочки
пищи.
Б.26 Держит ложку и
пытается взять в рот
ее содержимое.
Б.27 Откусывает и кусочек
печенья и жует его.
Б.28 Ест размятую пищу.
От 12 до 15 месяцев
Умение самостоятельно
есть и пить
Б.29 Пьет самостоятельно,
но часто проливает питье.
Б.30 Самостоятельно ест
ложкой, часто теряя
ее содержимое.
Б.31 Жует обычную пищу.
Умение самостоятельно
одеваться
В.32 Снимает носок
или шапку.
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.33 Кидает игрушки, иногда
играя, иногда - чтобы
отбросить их от себя.
А.34 "Выделывается", чтобы
привлечь к себе внимание
взрослых.
А.35 Дает или показывает
взрослым игрушку.
От 15 до 18 месяцев
Умение самостоятельно
одеваться
В.36 Помогает одевать и
раздевать себя
соответствующими движениями
рук и ног.
В.37 Надевает шапку.
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.38 поворачивает картинку или
книжку, чтобы она лежала
как надо, если она была
перевернута "вверх ногами"
или лежала обложкой вниз.
А.39 Имитирует работу по дому.
А.40 Демонстрирует более
длительную функциональную
игру.
От 18 месяцев до 2 лет
Умение самостоятельно
есть и пить
Б.41 Пьет из чашки, ничего
не проливая.
Б.42 Ест ложкой, ничего
не теряя.
Навыки опрятности
Г.43 Контролирует свой стул.
Г.44 В течение дня регулярно
остается сухим.
Умение самостоятельно
одеваться
В.45 Снимает штанишки.
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.46 Вступает в контакт с
ровесниками, используя
жесты.
А.47 Наблюдая за другими
детьми, вовлекается в
параллельную игру.
А.48 Отстаивает свою
собственность.
От 2 до 3 лет
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.49 Вовлекается в игры типа
"семья" или "дочки-матери".
А.50 Играет возле детей и время
от времени вступает
с ними в контакт.
А.51 Помогает в простой
работе по дому.
А.52 В 50 процентах случаев
отвечает действием на
просьбы взрослых.
А.53 В ответ на просьбу
может сделать выбор.
А.54 Соблюдает очередность
под руководством
взрослого.
А.55 В течение 10 минут
вместе с другими
детьми, не отвлекаясь,
слушает музыку или
сказку.
А.56 После напоминания
говорит слово
"пожалуйста".
А.57 Присоединяется к пению
или к чтению стихов.
А.58 Расстается с мамой без
плача.
Умение самостоятельно
есть и пить
Б.59 Пьет через соломинку.
Б.60 Пользуется вилкой, чтобы
наколоть кусочек пищи.
Умение самостоятельно
одеваться
В.61 Надевает носки.
В.62 Обувает ботинки.
В.63 Надевает штанишки.
В.64 Снимает футболку
или блузу.
В.65 Расстегивает застежку
"молния".
Навыки опрятности
Г.66 Показывает жестами,
что хочет в туалет.
Г.67 Просится в туалет,
выражая свое желание
словами.
Г.68 В туалете сам
спускает штанишки.
Г.69 Под руководством
взрослого ходит
в туалет.
Умение самостоятельно
умываться и приводить
себя в порядок.
Д.70 Моет руки и ноги
(сидя в ванне).
Д.71 С помощью взрослого
моет и вытирает руки.
Д.72 С помощью взрослого
чистит зубы зубной
щеткой.
От 3 до 4 лет
Взаимодействие с окружающими
и игра
А.73 Участвуя в групповых
играх, руководимых
взрослыми, соблюдает
их правила.
А.74 Дожидается своей очереди,
играя с другими детьми.
А.75 Играет рядом с детьми
и разговаривает с ними.
А.76 50 процентов всего
игрового времени
полноправно играет
с другими детьми.
А.77 В 50 процентах случаев
говорит "пожалуйста"
и "спасибо" без
напоминания.
А.78 В 75 процентах случаев
отвечает действием
на просьбы взрослых.
А.79 Называет свой пол,
если спросят.
А.80 Выполняет протую
работу по дому.
А.81 Избегает опасности.
А.82 Не выходит за
установленные родителями
границы территории.
А.83 Делит внимание
родителей с другими.
Умение самостоятельно
есть и пить
Б.84 Во время еды пользуется
вилкой и ложкой
Б.85 Наливает напиток из
кувшина, не проливая.
Умение самостоятельно
одеваться
В.86 Надевает джемпер
или блузу.
В.87 Надевает рубашку.
В.88 Надевает платье
или длинные брюки.
В.89 Расстегивает большие
пуговицы.
В.90 Застегивает большие
пуговицы.
В.91 Раздевается полностью.
В.92 Одевается полностью под
наблюдением взрослого.
93 Застегивает кнопки.
Навыки опрятности
Г.94 Остается сухим всю ночь.
Г.95 Под руководством
взрослого использует
по назначению туалетную
бумагу.
Г.96 Под руководством
взрослого спускает
воду в туалете.
Г.97 Сам идет в туалет и под
руководством взрослого
делает все, что нужно.
Умение самостоятельно
умываться и приводить
себя в порядок
Д.100 Моет лицо и руки без
какой бы то ни было
помощи.
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
(СЖАТЫЙ ВАРИАНТ)
Ниже в сжатом виде мы помещаем проверочные таблицы, которые используются при оценке речевого развития. В главах 2 и 3 книги 3 приведены те же таблицы, но в развернутом виде и с примерами. Именно ими следует пользоваться при проведении обычного очередного тестирования.
Сжатый вариант удобен для получения наглядной картины (или построения профиля) прогресса в освоении навыков данной группы.
Каждый раз, окончив тестирование, заносите полученные результаты в таблицы, которые приводятся ниже. Для этого мы предлагаем пользоваться следующими условными обозначениями:
если ребенок не нуждается больше в обучении данному навыку, - нарисуйте полностью закрашенный квадратик;
если ребенок как раз занимается освоением данного навыка, нарисуйте наполовину закрашенный квадратик;
если ребенок не готов к освоению данного навыка. нарисуйте пустой квадратик.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДОВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Замечание: До заполнения этой таблицы непременно просмотрите все проверочные листы главы 2 книги 3.
НАВЫК
ДАТА ОЦЕНКИ
ЗНАК ОЦЕНКИ
2.1 Умение внимательно слушать,
смотреть и реагировать #1
2.2 Умение внимательно слушать,
смотреть и реагировать #2
2.3 Умение соблюдать
очередность.
2.4 Подражание:
Действиям.
Мимике.
Звукам.
2.5 Применение навыков общения
довербального периода
в повседневной жизни.
Умение здороваться.
Умение прощаться.
Способность делиться
информацией.
Способность предлагать
предметы окружающим.
Способность оказывать
услуги окружающим.
Способность просить
об услуге.
Отказ от предлагаемого
предмета.
Отказ от предлагаемой
услуги.
Несогласие с суждением
другого человека.
Собственное творчество.
Практика.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ: УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЧЬЮ
Замечание: До заполнения этой таблицы непременно просмотрите все проверочные листы главы 3 книги 3.
НАВЫК
ДАТА ОЦЕНКИ
ЗНАК ОЦЕНКИ
3.1 Умение пользоваться речью:
Отдельные слова.
Умение здороваться и
прощаться.
Просьба дать
какой-нибудь предмет.
Просьба об услуге.
Просьба объяснить
что-нибудь.
Отказ от предлагаемого
предмета.
Отказ от предлагаемой
услуги.
Несогласие с
суждением другого.
Способность предлагать
предметы.
Способность предлагать
услуги.
Умение сообщать
что-нибудь.
Собственное творчество.
Способность завязывать
разговор.
Способность поддерживать
разговор.
3.2 Умение пользоваться речью:
Фразы.
Умение здороваться и
прощаться.
Умение попросить
какой-нибудь предмет.
Умение попросить
об услуге.
Умение попросить
объяснить что-нибудь.
Отказ от предлагаемого
предмета.
Отказ от предлагаемой
услуги.
Несогласие с
суждением другого.
Умение предлагать
предметы.
Умение предлагать
услуги.
Способность сообщать
что-то, касающееся
вашего общего занятия.
Способность сообщать
что-то новое.
Собственное творчество.
Умение комментировать
события.
Умение завязывать
разговор.
Умение поддержать
разговор.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
МЫСЛИ И ЖЕЛАНИЯ, КОТОРЫЕ РЕБЕНОК СПОСОБЕН ВЫРАЗИТЬ
Замечание: До заполнения этой таблицы непременно просмотрите все проверочные листы главы 3 книги 3.
НАВЫК
ДАТА ОЦЕНКИ
ЗНАК ОЦЕНКИ
3.3 Мысли и желания, которые
ребенок способен выразить.
Отдельные слова.
Имена существительные.
Глаголы.
Слова отрицания.
Слова, выражающие
желание повторить что-то
еще раз.
3.4 Мысли и желания, которые
ребеок способен выразить.
Фразы из двух слов.
Фразы, имеющие структуру:
действующее лицо + действие.
Фразы, имеющие структуру:
Действие + объект.
Фразы отрицания.
Фразы, выражающие
желание повторить
что-то еще раз.
Фразы, указывающие
на местоположение.
Указательные фразы
(со словами "этот",
"тот").
Определительные фразы.
Фразы, указывающие
на принадлежность.
3.5 Мысли и желания, которые
ребенок способен выразить.
Фразы из трех слов.
Фразы, имеющие структуру:
дйствующее
лицо+действие=объект.
Фразы, указывающие
на местоположение
Фразы, выражающие
желание повторить
что-то еще раз.
Фразы отрицания
Определительные фразы
Указательные фразы
(со словами "этот",
"тот").
Вопросы, начинающиеся
с вопросительного
слова.
Вопросы, требующие
ответа "да" или "нет".
3.6 Грамматические особенности
Во время каждого
тестирования записывайте
общее число грамматических
особенностей,
использованных
малышом.