Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное


Новости

08.03.2014

Наша читательница, художественно одаренная Марина Михайловна Чистова, написала повесть "Весна придет!", которую Вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://gold-child.ru/forum/messages/forum34/topic4108/message28145/#message28145

28.01.2014

Облегчит проезд к месту реабилитации и обратно Авиакомпания ЮТэйр, подписавшая соглашение с Фондом "ВИТА" о поддержке одних из самых не защищенных наших граждан - детей-инвалидов.

20.11.2013

В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» провёл первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».


Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2012

1. Колонка главного редактора
2. Содружество специалиста и родителей в телесно-ориентированной педагогике
3. Литературная страничка.Е.Калинчук.Скобяных дел мастер

23.01.2012

1. Колонка редактора - что было и что будет, а так же деловое предложение;
2. Интервью А.В.Суворова журналу "Современное дошкольное образование";
3. Марк Бурно: "Понять силу своей слабости" (Интервью с основателем терапии творческим самовыражением)

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

02.05.2024 14:52:17
Прививки от гриппа
Просмотров: 12261528
Ответов: 188962
02.05.2024 13:02:30
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 580525
Ответов: 6703
06.04.2014 09:56:30
Наша проза.
Просмотров: 259532
Ответов: 3
06.12.2012 20:02:06
Просим поддержать открытое письмо!
Просмотров: 178622
27.05.2012 12:00:12
Кохлеарный имплантат
Просмотров: 83677
Ответов: 11




Проект при поддержке компании RU-CENTER

Внимание! Добавлять сообщения в форумы могут только зарегистрированные пользователи.
Пользователи, прошедшие регистрацию, будут активированы в течение суток.

Говорят, что блоги сейчас - самые посещаемые в интернете. Ведь всегда любопытно знать чем занимается твой знакомый. Нам интересно на других посмотреть и себя показать.
Блоги "Города Золотого" - это место, где собираются друзья, здесь они сидят на лавочке и судачат о жизни.
Хочешь тоже стать другом? Зарегистрируйся и напиши о себе!

Милости просим :)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Психологические координаты сказки

Психологические координаты смыслового пространства сказки


В своей работе мы чаще всего используем следующие средства анализа сказки, помогающие выделить в ней значимые еле-менты:
Тема — то, о чем сюжет, на чем строится интрига действия; толкуется как значимая сфера жизни испытуемого. Например, очевидно раз¬личную заинтересованность отражают такие темы как путешествия, семейные сцены, поиск друзей, таинственные превращения, исполнение желаний и т.д. К особым темам (по аналогии с ТАТ) можно отнести одиночество, суицид, наркотизацию, сильные конфликты (тяжелые войны), смерть близких, бессмысленность жизни, избыточная эйфория и прочие.
Персонажи — круг основных действующих лиц, их характеристики. В зависимости от цели исследования могут толковаться либо как значимые лица из окружения ребенка или взрослого, либо как персонификации его внутренних устремлений, как субличности, сотрудничающие в деле достижения жизненных целей или конкурирующие за право диктовать поведение.
Герой — персонаж, с которым идентифицируется рассказчик или участники совместной работы над сказкой. Выявляются особенности образа Я, самосознания, отношение к себе и прочие важные характеристики.
Отношения между персонажами и героем — типы взаимоотношений, к которым можно их отнести: соперничество или сотрудничество, забота, помощь, жертва и преследователь, совместное обогащение, интеллектуальная борьба. Толкуются либо как преобладающие в жизни рассказчика виды (типы) отношений со значимыми людьми, либо как желаемые образцы отношений — в зависимости от контекста и других дополнительных признаков.
Типичные события — то, что составляет основную фабулу сказки: преследования, поиск кладов, создание лучших условий жизни, исцеление, поиск лучшей жизни и пр. Толкуются подобно отношениям и теме.
Трудности (проблемы, затруднения) — типичные (наиболее частые), важные (эмоционально нагруженные) проблемы, с которыми сталкивается испытуемый. Мы стремимся понять, откуда, от кого и какие именно проблемы приходят, для кого именно создаются трудности.
Типичные средства совладания с возникающими трудностями. Для анализа можно использовать любые подходящие понятия, мы часто опираемся на такие классификационные основания как уход/нападение, обман/открытость, контроль себя/управление другим, борьба/договор и проч.
Недостающие ресурсы — то чего не хватает для снятия трудностей, решения проблем: их качество (смелость, честность, активность, сила, выносливость, желание, ответственность, друзья, ум, покровители, технические средства связи, красота, средства передвижения...), количество, степень дефицита по каждому и в совокупности. Толкуются как реально недостающие в жизни клиента ресурсы — то ли внутренние (личные качества и способности), то ли внешние (физические или социальные условия, жизненные опоры).
Имеющиеся ресурсы: их качество, доступность, мощность. Главное — выяснить, насколько на них можно опираться в дальнейшей работе. Возможно, какие-то ресурсы еще требуют своего дополнительного развития.
В принципе, перечень средств анализа может быть продолжен. На¬пример, могут обратить на себя внимание способы введения персонажей или пути доступа к ресурсам, смена героев (и идентификации) и прочее. Но, как правило, эти детали возникают как вариации в рамках указанных переменных. Используемые средства анализа сказки — это измерения субъективного семантического пространства ее автора. Толковать с их помощью можно лишь потому, что это не столько элементы собственно сказки, а элементы семантического пространства, изоморфного некоторому участку жизненного семантического пространства данного человека.


Диагностические возможности сказки


Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент, и этим под-ведем итог “диагностической” части нашего разговора.
Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка.
Гибкость процедуры. Достоинство сказки в том, что процедура может гибко перестраиваться в зависимости от задач. Мы различаем четыре возможных варианта диагностической процедуры: а) рассказываем заготовленную (стандартную) сказку — “считываем” спонтанные реакции испытуемого; б) начинаем сочинять сказку или даем стандартную заготовку ее начала, создаем тестовую ситуацию — просим испытуемого продолжить, или ответить на специальный вопрос: “Что было дальше?”, “Что подумал (почувствовал) медвежонок...”, “Как ты думаешь, выпил ли он воду?” и пр. (по Б. Шелби); в) просим испытуемого сочинить сказку (наиболее неопределенный проективный вариант);
г) просим рассказать испытуемого любимую сказку — толкуем в парадигме Е. Берна.
Экологичность. Сказкой трудно навредить. Естественность процесса сочинения, привлекательность сказок вообще дает огромный запас экологической прочности. Только слишком грубое или прямолинейное толкование может оказать травмирующее воздействие на клиента — но это уже претензия не к сказке, а к такту и квалификации психолога.
Универсальность. В отличие от других близких по идеологии методик (например, ТАТ), сказка выгодно отличается в том, что способна естественным образом превращаться в коррекционную технику. Для этого она имеет все необходимые свойства: позволяет задавать любую степень отстранения от наличной жизненной ситуации, возможность произвольно локализовать место действия, создавать любые ситуации, и любые нелогичные переходы (при этом реализуется логика смысловых связей), подвергать клиента любым мыслимым испытаниям, распаковывать любые ресурсы, в любом их количестве и сочетании и пр.
Некоторые ограничения сказки обнаруживаются в том, что а) нет разработанных стандартов по “специальным” темам, поэтому толковать приходится по аналогии с ТАТ или с опорой на профессиональную интуицию; б) иногда бывает сложно собрать необходимое количество вербального материала (просить, скажем, третий раз сочинить “еще одну сказку” не вполне естественно).
Страницы: 1

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance