Психологические координаты смыслового пространства сказки
В своей работе мы чаще всего используем следующие средства анализа сказки, помогающие выделить в ней значимые еле-менты:
Тема — то, о чем сюжет, на чем строится интрига действия; толкуется как значимая сфера жизни испытуемого. Например, очевидно раз¬личную заинтересованность отражают такие темы как путешествия, семейные сцены, поиск друзей, таинственные превращения, исполнение желаний и т.д. К особым темам (по аналогии с ТАТ) можно отнести одиночество, суицид, наркотизацию, сильные конфликты (тяжелые войны), смерть близких, бессмысленность жизни, избыточная эйфория и прочие.
Персонажи — круг основных действующих лиц, их характеристики. В зависимости от цели исследования могут толковаться либо как значимые лица из окружения ребенка или взрослого, либо как персонификации его внутренних устремлений, как субличности, сотрудничающие в деле достижения жизненных целей или конкурирующие за право диктовать поведение.
Герой — персонаж, с которым идентифицируется рассказчик или участники совместной работы над сказкой. Выявляются особенности образа Я, самосознания, отношение к себе и прочие важные характеристики.
Отношения между персонажами и героем — типы взаимоотношений, к которым можно их отнести: соперничество или сотрудничество, забота, помощь, жертва и преследователь, совместное обогащение, интеллектуальная борьба. Толкуются либо как преобладающие в жизни рассказчика виды (типы) отношений со значимыми людьми, либо как желаемые образцы отношений — в зависимости от контекста и других дополнительных признаков.
Типичные события — то, что составляет основную фабулу сказки: преследования, поиск кладов, создание лучших условий жизни, исцеление, поиск лучшей жизни и пр. Толкуются подобно отношениям и теме.
Трудности (проблемы, затруднения) — типичные (наиболее частые), важные (эмоционально нагруженные) проблемы, с которыми сталкивается испытуемый. Мы стремимся понять, откуда, от кого и какие именно проблемы приходят, для кого именно создаются трудности.
Типичные средства совладания с возникающими трудностями. Для анализа можно использовать любые подходящие понятия, мы часто опираемся на такие классификационные основания как уход/нападение, обман/открытость, контроль себя/управление другим, борьба/договор и проч.
Недостающие ресурсы — то чего не хватает для снятия трудностей, решения проблем: их качество (смелость, честность, активность, сила, выносливость, желание, ответственность, друзья, ум, покровители, технические средства связи, красота, средства передвижения...), количество, степень дефицита по каждому и в совокупности. Толкуются как реально недостающие в жизни клиента ресурсы — то ли внутренние (личные качества и способности), то ли внешние (физические или социальные условия, жизненные опоры).
Имеющиеся ресурсы: их качество, доступность, мощность. Главное — выяснить, насколько на них можно опираться в дальнейшей работе. Возможно, какие-то ресурсы еще требуют своего дополнительного развития.
В принципе, перечень средств анализа может быть продолжен. На¬пример, могут обратить на себя внимание способы введения персонажей или пути доступа к ресурсам, смена героев (и идентификации) и прочее. Но, как правило, эти детали возникают как вариации в рамках указанных переменных. Используемые средства анализа сказки — это измерения субъективного семантического пространства ее автора. Толковать с их помощью можно лишь потому, что это не столько элементы собственно сказки, а элементы семантического пространства, изоморфного некоторому участку жизненного семантического пространства данного человека.
Диагностические возможности сказки
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент, и этим под-ведем итог “диагностической” части нашего разговора.
Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка.
Гибкость процедуры. Достоинство сказки в том, что процедура может гибко перестраиваться в зависимости от задач. Мы различаем четыре возможных варианта диагностической процедуры: а) рассказываем заготовленную (стандартную) сказку — “считываем” спонтанные реакции испытуемого; б) начинаем сочинять сказку или даем стандартную заготовку ее начала, создаем тестовую ситуацию — просим испытуемого продолжить, или ответить на специальный вопрос: “Что было дальше?”, “Что подумал (почувствовал) медвежонок...”, “Как ты думаешь, выпил ли он воду?” и пр. (по Б. Шелби); в) просим испытуемого сочинить сказку (наиболее неопределенный проективный вариант);
г) просим рассказать испытуемого любимую сказку — толкуем в парадигме Е. Берна.
Экологичность. Сказкой трудно навредить. Естественность процесса сочинения, привлекательность сказок вообще дает огромный запас экологической прочности. Только слишком грубое или прямолинейное толкование может оказать травмирующее воздействие на клиента — но это уже претензия не к сказке, а к такту и квалификации психолога.
Универсальность. В отличие от других близких по идеологии методик (например, ТАТ), сказка выгодно отличается в том, что способна естественным образом превращаться в коррекционную технику. Для этого она имеет все необходимые свойства: позволяет задавать любую степень отстранения от наличной жизненной ситуации, возможность произвольно локализовать место действия, создавать любые ситуации, и любые нелогичные переходы (при этом реализуется логика смысловых связей), подвергать клиента любым мыслимым испытаниям, распаковывать любые ресурсы, в любом их количестве и сочетании и пр.
Некоторые ограничения сказки обнаруживаются в том, что а) нет разработанных стандартов по “специальным” темам, поэтому толковать приходится по аналогии с ТАТ или с опорой на профессиональную интуицию; б) иногда бывает сложно собрать необходимое количество вербального материала (просить, скажем, третий раз сочинить “еще одну сказку” не вполне естественно).