Выпуск N 143
2008-11-23
Тираж: 4176 экз.
* * *
"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"
* * *
Пишите мне:
natali-dok@mail.ru
Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru
Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru
Редакционный совет:
Н. Гузик - главный редактор
Н. Ратушна - ответственный редактор
Члены редакции:
М. Алекс,
А.И. Бороздин,
В. Боровская,
О.Г. Граф,
И. Глушенков,
О.В. Зонтова,
Н.Н. Иващенко,
В.А. Качесов,
Р. Крайнова,
Е. Крестик,
Т. Пачколина,
Е. Фалилеева
|
| |
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня Вы можете прочитать:
- Колонка главного редактора. [прочитать]
- О. Зонтова Мимическая гимнастика.[прочитать]
- Сказки и сказкотерапия. Барби. Автор - А. Воронин [прочитать]
Здравствуйте, дорогие друзья.
Месяц назад мы с Вами расстались, объявив конкурс "Придумай сказку"
и сообщив о приезде в Ригу, Москву и Киев Дугласа Домана – сына
и исполнительного директора институтов Глена Домана.
Сегодня я хотела бы подвести промежуточные итоги и одного и второго
мероприятия, а так же сообщить о прочих мелочах, которые, надеюсь,
будут Вам интересны.
Итак, конкурс "Придумай сказку".
Благодаря информационной поддержке АСИ и сайта "Гранты и конкурсы",
которая пришла совершенно неожиданно, но была очень своевременной,
мы получили очень много сказок. Их авторы – и дети и взрослые,
целые школы и детские садики, школы искусств и центры досуга.
Просто удивительно: как много тепла, добра и света сохранилось
в наших сердцах, несмотря на все трудности этой жизни.
Мы очень старались успеть хотя бы к понедельнику (сегодня) и
выложить на сайт то, что уже пришло. И мы успели.
Сегодня каждый из Вас может посетить страничку сайта с работами
конкурсантов, и проголосовать за понравившиеся.
Дуглас Доман посетил Москву 23 октября.
Прочитал лекцию "Путь к здоровью" – с синхронным переводом на
русский язык, который организовали москвичи.
Некоторые говорили: "Мы думали, что будет "Ах!", а были истины,
которые мы и так знаем..."
Что хотелось бы сказать по этому поводу, дорогие друзья и коллеги...
Я всегда четко разграничивала "знание" и "делание". Потому что
знать – это мало. Надо делать, ошибаться, набивать шишки, но
приобретать СОБСТВЕННЫЙ опыт. Который только и подходит для взаимодействия
Вас и Вашего ребенка.
Нет одинаковых детей, нет одинаковых мам и пап. И нет усредненных
мероприятий по взаимодействию внутри семьи. Да и цели у всех
разные: кто-то хочет только научиться читать, а кто-то хочет
научиться всему и ходить в школу.
Дуглас Доман говорил обычные вещи. И все же, я Вам их процитирую.
"Нет такой вещи, как ложная надежда, но есть ложное отчаяние.
Время – враг ребенка с травмой мозга.
Каждый день без улучшений – ухудшение, так как его сверстники
развиваются, а он отстает еще больше.
Никогда не делайте с ребенком того, чего Вы не понимаете
или с чем не полностью согласны.
Объясняйте ребенку все, что Вы делаете, и почему делаете.
Доверяйте себе.
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой.
Верьте в своего ребенка – тогда у Вас все впереди, и Вам
нечего терять.
Ваш ребенок с травмой мозга крепче, чем Вы думаете.
Ваш ребенок с травмой мозга – самый храбрый член Вашей
семьи.
Ваш ребенок с травмой мозга заслуживает лучшего – ищите
это, найдите это и добейтесь этого для него, во что бы то ни
стало.
Никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь."
Полный перевод брошюры "Путь к здоровью" выполнил Сергей Калинин.
Он есть у меня. Единственной просьбой Дугласа Домана было
–не размещать её в интернете. И давать только родителям
больных детей.
Вы, уважаемые читатели, можете написать мне на e-mail – и я пришлю.
В Москве состоялась наша встреча с директором центра интегративного
образования из Санкт-Петербурга Ольгой Викторовной Зонтовой.
Приехала она на встречу со мной и с Дугласом не случайно. Благодаря
ей в Питере создано региональное отделение нашего фонда.
Привезли коллеги и планы работы, которые с интересом были рассмотрены
на общем собрании фонда. Надеемся, у нас получится их реализовать.
А еще мы долго вчетвером (Дуглас Доман, я, Ольга Зонтова и Николай
Пудов – из Питера) обсуждали возможности нашего взаимодействия
и строили планы... Это дело было настолько увлекательным, что
Дуглас чуть не опаздал на чтение очередной лекции...
Следующая новость кажется рядовой. Но для нашего фонда она значима.
Потому что, в ноябре уже заканчивается подписная компания на
журнал "Чистый родник".
Что я считаю важным отметить.
То, что издание поддержал институт коррекционной педагогики и
издательский дом "1 сентября", врачи, дефектологи, логопеды считают
своим долгом писать в него статьи, чтобы рассказать родителям
как заниматься с детьми. И от нас нужна такая малость –взять
эти знания и начать что-то делать.
Я думаю, что нам это под силу.
Удачи нам всем!
МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Познавательное развитие ребенка базируется на его чувствах. При
этом эмоции отражают заинтересованность малыша и влияют на его
познавательную активность. Так, отрицательные переживания нежелание
изучать окружающий мир, а положительные эмоции наоборот – способствуют
активизации познавательного интереса ребенка.
Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны
справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет
процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача близких
ребенка – помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно
их выражать.
Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает
эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга
в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает
ребенку:
-
познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так
и окружающих людей;
-
развить произвольность собственного поведения через осознанное
и адекватное проявление эмоций;
-
усилить глубину и устойчивость чувств;
-
разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное
состояние.
Рассмотрим ряд игровых ситуаций при проведении мимической гимнастики.
Игра 1. "Веселые мартышки".
Задачи игры:
-
развитие подражательной способности;
-
эмоциональная разгрузка от излишних переживаний, проявление веселья
и радости.
Ход игры:
Взрослый, читая стихотворение, сопровождает свои слова движениями.
Дети за ним повторяют.
Стихотворение:
Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
|
|
Хлопают в ладоши.
|
Мы ногами топаем,
|
|
Топают ногами.
|
Надуваем щечки,
|
|
Надувают щеки.
|
Скачем на носочках.
|
|
Прыгают на носочках.
|
И друг другу, даже,
Язычки покажем.
|
|
Показывают языки.
|
Дружно прыгнем к потолку,
|
|
Прыжок.
|
Пальчик поднесем к виску.
|
|
Крутят пальцем у виска.
|
Оттопырим ушки,
|
|
Руками оттопыривают уши.
|
Хвостик на макушке.
|
|
Помахать рукой у макушки.
|
Шире рот откроем,
|
|
Открывают рот.
|
Гримасы все состроим.
|
|
Делают любые гримасы.
|
Как скажу я цифру "три",
Все с гримасами - замри.
|
|
Замирают с гримасой.
|
Можно сфотографировать лицо каждого ребенка. Потом посмеяться всем вместе.
Поговорить, кто, какую и зачем состроил такую гримасу.
Игра 2.
Задачи игры:
-
познать сущность эмоциональных состояний.
Оборудование и материалы:
Три прозрачных стакана с водой, кусок грязи или глины, блестки
рассыпчатые (например, для ногтей), игрушка Би-Ба-Бо (на руку).
Ход игры:
Проводится веселая и наглядная беседа:
Взрослый:
|
Это кто?
|
Показывает игрушку.
|
Ребенок:
|
Белочка Дуня.
|
|
Взрослый:
|
Привет-привет.
|
Здоровается за белочку.
|
Ребенок:
|
Привет.
|
|
Взрослый:
|
Посмотри, какая сегодня Дуня спокойная, у нее все хорошо. Настроение
у нее хорошее, похоже на чистую воду. Мысли у нее ясные, ее ничего
не беспокоит.
|
Показывает стакан с водой.
|
Ребенок:
|
Да.
|
|
Взрослый:
|
А вчера Дуня была на каруселях и в аквапарке. Ей было очень весело.
Вот так.
|
В другой стакан с водой бросает блестки и перемешивает их.
|
Ребенок:
|
Да.
|
Помогает с блестками.
|
Взрослый:
|
А иногда она бывает грустной, когда ее кто-то обидел. И мысли
ее становятся такими же грустными.
|
В другой стакан с водой бросает грязь и перемешивает.
|
Ребенок:
|
Да
|
Ребенок помогает.
|
Взрослый:
|
А какое у тебя сейчас настроение. Покажи.
|
Предлагает стакан ребенку с чистой водой, блестки и грязь.
|
Ребенок:
|
Выполняет задание.
|
|
Взрослый:
|
Может помогать наводящими вопросами и подсказками.
|
|
Кроме развивающего, данное задание можно охарактеризовать, как
диагностическое. Т.к. с его помощью всегда можно определить какое
настроение у малыша.
Игра 3. "Мусорное ведро".
Задачи:
-
познать сущность эмоциональных состояний;
-
разгрузиться от излишних переживаний.
Оборудование и материалы:
Мусорное ведро, фломастеры, бумага.
Ход игры:
Ребенку предлагается нарисовать все плохое и выкинуть это, скомкав,
в мусорное ведро. Можно рисовать: слезы, дождь, занозу, плохой
сон, крик и прочие возможные переживания. Абстрактные понятия
взрослый может помочь изобразить ребенку.
Данная игра является психокоррекционной, т.е. хорошо избавляет
от страхов и других негативных переживаний.
Игра 4. "Жалеем".
Задачи:
-
познать сущность эмоциональных состояний;
-
развить произвольность собственного поведения через осознанное
и адекватное проявление эмоций.
Оборудование и материалы:
Нарисованные буквы.
Ход игры:
Ребенку предлагаются по одной картинки с буквами. Каждая буква
обсуждается:
Взрослый:
|
Посмотри, какая буква.
Она веселая?
|
Показывает букву А.
|
Ребенок:
|
Нет.
|
|
Взрослый:
|
А давай она будет радоваться.
|
Дорисовывает ей глазки и улыбающийся ротик.
|
Ребенок:
|
Давай.
|
|
Взрослый:
|
А покажи, как ты радуешься?
|
|
Ребенок:
|
|
Улыбается.
|
Взрослый:
|
А это, какая буква?
|
Показывает букву О.
|
Ребенок:
|
О.
|
|
Взрослый:
|
Посмотри, как она умеет удивляться.
|
Дорисовывает ей глаза.
|
Ребенок:
|
Да.
|
|
Взрослый:
|
А как ты умеешь удивляться?
|
|
Ребенок:
|
|
Удивляется.
|
Взрослый:
|
Молодец.
|
|
Кроме того, что с ребенком проигрываются эмоции, данное задание
позволяет весело повторить буквы. При этом другим буквам могут
быть характерны такие эмоции:
-
У – капризуля, упрямица;
-
И – плакса, всегда плачет;
-
Ы – страшилка, любит всех пугать;
-
Э – нехочуха, ничего не хочет, ни кушать, ни ногти подстригать.
В результате проведения предложенной мимической гимнастики дети
учатся проявлению различных эмоций и учатся управлять ими, овладевают
азбукой выражения эмоций. Все это помогает лучше познать себя
и других и снять психическое напряжение.
Успехов Вам и малышу.
Зонтова Ольга Викторовна,
Санкт-Петербург
Сказки и Сказкотерапия
Сегодня у нас в гостях Андрей Алексеевич Воронин. Насколько я понимаю, именно наш конкурс "Придумай
сказку" позволил автору вспомнить, что он уже дедушка :).
Мечта была проста: хотелось, чтобы сказки нашли своих читателей. До настоящего момента они публиковались
лишь однажды... в книге "Философия - детям. Диалог культур и культура диалога. Материалы Третьей Международной научно-практ.
конференции. 4 - 7 июня 2008". Ох, ну и название. Не знаю как Вы, уважаемый читатель, а я такую книгу постеснялась
бы и в руки взять. И была бы не права: сказки там чудесные. Итак, знакомьтесь. Сегодня у нас...
Барби
У всех моих подружек есть кукла Барби, а у меня нет. Они мне
говорят – видишь, у нее голубые глаза, золотые волосы, самые
длинные ноги и грудь как у большой. Вот я маме и говорю:
- Мам, купи мне Барби, я очень-очень хочу, ну пожалуйста! Я
ее буду любить, больше всех, ну кроме вас с папой, конечно.
Мама говорит:
- А как же твоя Лялька, а как же Тютя и Клава?
А Лялька – это моя самая любимая кукла, она закрывает глаза
и умеет разговаривать. Тютя – это мягкий рыжий щенок, а Клава
- самая старая тряпочная кукла, она была еще у моей тети, ее
тоже зовут Клава, и у нее остался только рот, а глаза уже отвалились.
У куклы, а не у тети Клавы.
- Я их тоже буду любить, ну пожалуйста!
И вот мне купили Барби. В такой красивой коробочке, в красивом
платье, белых туфлях и еще там было красное пальто с белым воротником
– в самый раз. Она на всех так посмотрела и говорит:
- Я буду принцессой. Я же самая красивая, у меня самые длинные
ноги и грудь как у взрослой, и золотые волосы.
И она стала у нас принцессой. Ни с кем не разговаривает, только
смотрится в зеркало и прихорашивается. Но я же вижу, что ей хочется
пообщаться, а с моими куклами она отношения уже испортила. Одной
же скучно. Вот однажды она и говорит:
- Я собираюсь отдохнуть, поеду за границу, на остров принцесс.
Если хотите, возьму вас с собой.
Все обрадовались, конечно, и мы поехали на остров принцесс.
Зеленый диван у нас будет лужайка, за ней будет волшебный замок,
он у нас вышит на коврике, а вокруг дивана будет Средиземное
море.
А на острове уже собралось много принцесс. Все воображают, хвастаются.
Зато мы все опять подружились, стали разговаривать, и даже наша
Барби. И тут выяснилось, что скоро приедет принц выбирать невесту.
Ну, пришлось его самой рисовать, уж какой получится. Ножницами
вырезала. Он получился красивый. добрый и хороший.
Начинается конкурс невест. Их спрашивают – кто что умеет делать.
Ну, например, играть в шахматы, или на пианино. Или плавать.
Или рисовать. А они все молчат, как языки прикусили. Тут всем
стало понятно, что принцессы умеют только воображать, а больше
и ничего. А вот наша Лялька умеет сочинять всякие истории, знает
много сказок. Она хоть и болтушка, но зато никогда не врет. А
Клава - у нее такой характер, что любовь до гроба, очень хорошая
подруга, умеет хранить секреты, и никогда не капризничает.
Тютя верный и преданный друг и товарищ, всех защищает и охраняет,
а в свободное время гоняется за своим хвостиком.
Принцессы видят, что дела их плохи и стали ссориться из-за принца,
даже подрались. А мы только стоим в сторонке и смотрим. И думаем
– вот мы бы ни за что не стали бы из-за этого драться. И принц
тоже стоит и так грустно на них смотрит. Потом подходит к нам
и говорит:
- Я раздумал жениться. Давайте лучше дружить со старыми куклами.
И мы вернулись домой, а Барби осталась на острове принцесс.
Андрей А. Воронин
Ну а я
сегодня с Вами прощаюсь. Всего Вам самого доброго. Любви и
терпения!
|