Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное

Вместе с нами
Золотые детки
Рассылки
Журнал "Чистый родник"
Партнеры и друзья
Творчество наших детей
Ваше участие
Новости
Авторы
Контакты


Новости

08.03.2014

Наша читательница, художественно одаренная Марина Михайловна Чистова, написала повесть "Весна придет!", которую Вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://gold-child.ru/forum/messages/forum34/topic4108/message28145/#message28145

28.01.2014

Облегчит проезд к месту реабилитации и обратно Авиакомпания ЮТэйр, подписавшая соглашение с Фондом "ВИТА" о поддержке одних из самых не защищенных наших граждан - детей-инвалидов.

20.11.2013

В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» провёл первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».


Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2012

1. Колонка главного редактора
2. Содружество специалиста и родителей в телесно-ориентированной педагогике
3. Литературная страничка.Е.Калинчук.Скобяных дел мастер

23.01.2012

1. Колонка редактора - что было и что будет, а так же деловое предложение;
2. Интервью А.В.Суворова журналу "Современное дошкольное образование";
3. Марк Бурно: "Понять силу своей слабости" (Интервью с основателем терапии творческим самовыражением)

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

26.04.2024 03:32:43
Прививки от гриппа
Просмотров: 12143101
Ответов: 188552
26.04.2024 02:07:45
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 574373
Ответов: 6636
06.04.2014 09:56:30
Наша проза.
Просмотров: 259489
Ответов: 3
06.12.2012 20:02:06
Просим поддержать открытое письмо!
Просмотров: 178598
27.05.2012 12:00:12
Кохлеарный имплантат
Просмотров: 83645
Ответов: 11




Проект при поддержке компании RU-CENTER


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 124

2008-06-01

Тираж: 3991 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:


Н. Гузик - главный редактор

Члены редакции:

А.И. Бороздин

В. Боровская

О.Г. Граф

Н.Н. Иващенко

В.А. Качесов

Р. Крайнова

Е. Крестик

Т. Пачколина

В. Труфанов

Е. Фалилеева

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • "Путевка в никуда". От подростка-инвалида - новому президенту.[прочитать]
  • С. Станкина "Казнить нельзя миловать".[прочитать]
  • Литературные опыты. "С точки зрения кошки Глаши" Ваня Губочкин.[прочитать]


 

Путевка в никуда

Публикация газеты Советская Россия, № 52, 20 мая 2008

От подростка-инвалида - новому президенту


Мы, дети-инвалиды, надеемся, что национальные проекты, которые вы курировали до вступления в должность президента, не будут забыты, а, наоборот, финансирование их усилится.

Мне только 14, но уже 6 лет у меня сахарный диабет. До 2005 года облздрав ежегодно давал мне путевку в единственный в России Реабилитационный санаторий для детей-диабетиков имени Калинина в городе Ессентуки. Но вот придумали "монетизацию", и теперь те, кто не хочет лечиться, могут отказаться от соцпакета и получить свои 500 рублей, а те, кто как раньше, так и сейчас хотят выздороветь и не висеть на шее у государства до конца своей жизни, остались с носом...

Облздрав и сейчас получает путевки в санаторий имени Калинина, но дать их детям-диабетикам не имеет права, так как мы теперь "обеспечиваемся" через Фонд соцстраха (ФСС). Ну а ФСС за здоровье не отвечает, у него отчетность в процентах охвата, поэтому он закупает дешевые путевки куда попало, только не по "профилю заболевания".

Так в 2005 году я попал в санаторий "Сеченова" в г. Ессентуки. Эндокринолога у них в штате нет, "профиль крови" не делается, зато рядом был источник необходимой для диабетика минеральной воды "Ессентуки-4".

В 2006 году меня загнали в Железноводск, в санаторий "Русь".

Но в Железноводске вообще диабет не лечат, хотя в ФСС сказали, что это санаторий по "профилю моего заболевания".

Ну а в 2007 году мне и тысяче других детей-диабетиков вообще путевок не дали...

Причина - несмотря на красивые отчеты об улучшении финансирования нацпрограммы "Здоровье", с 2005 года все меньше и меньше выделяется средств на путевки для детей-инвалидов.

Так, на деньги, выделенные на 2007 год, ФСС смог обеспечить путевками только 5,9% льготников, что в два раза меньше, чем в 2005 году. В интервью местным СМИ руководитель Магаданского отделения ФСС В.П. Кафтан сообщила: "В 2007 году из 15 льготников на путевку может рассчитывать только 1". Ведь из всей суммы своих расходов ФСС на путевки тратит только 4,6% (ФЗ от 03.04.2008 г. N39-ФЗ). Может, ликвидировать ФСС, вернув лечебные путевки в облздравы, путевки для отдыха - в соцзащиту?

В газете "Государственная дума" N3 за 2008г. говорится о миллионах, затрачиваемых на поиски идиотов, лезущих в горы... Может, эти средства направить на лечение детей-инвалидов? Сколько бы детских жизней могли бы спасти, а так спасаем тех, кто сам принял решение себя погубить.

В декабре 2007 года я подал заявление на путевку на 2008 год, прошло 5 месяцев, а Фонд молчит, хотя они в течение 10 дней обязаны сообщить мне, когда и куда будет предоставлена путевка. Я знаю, что ФСС мне не поможет, если правительство ему денег не дает. Тем более что при расчете необходимого количества путевок учитываются только сами дети, без сопровождающих, поэтому, получив 16 путевок для детей-инвалидов, Магаданское отделение ФСС смогло отправить только 8 детей, остальные 8 достались не детям, а родителям счастливчиков...

Да и как ФСС может купить путевку "Мать и дитя" в санаторий имени Калинина за 100000 рублей и оплатить 100000 рублей за проезд двоим до Ессентуков и обратно, если правительство одному льготнику на путевку выделяет лишь 768 рублей, а на дорогу всего 636 рублей! А на 2008 год Минздравсоцразвития вообще исключило реабилитационный центр имени Калинина из списка санаториев для лечения инвалидов (приказ от 25.01.2008г. N33н).

Зря инвалиды надеялись, что с уходом Зурабова что-то в МЗСР изменится к лучшему... Уважаемый Дмитрий Анатольевич, прошу ответить детям-инвалидам: имеем ли мы право подать в суд на правительство России за невыполнение наших конституционных и законодательно закрепленных прав на ежегодное обеспечение путевками по профилю нашего заболевания?

Вы как юрист должны согласиться со мной, что закон есть договор между государством и гражданином. Со стороны государства закон подписывает президент, со стороны гражданина - его представители в лице депутатов. Обе стороны должны выполнять условия договора-закона.

Не пристегнулся гражданин ремнем безопасности - 500 рублей, совершил преступление - в тюрьму... Ну а где же ответственность второй стороны - государства? Кого и на какой срок посадят за недофинансирование законов о социальной защите инвалидов?

Но даже "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (ФЗ от 22.07.1993г. N5487 - 1) не предусматривают конкретной ответственности органов власти и государственных чиновников за ущемление права ребенка-инвалида на получение причитающейся ему по закону путевки...

Писатель Солженицын говорит: "Правительственным долгом всегда должно оставаться СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА".

Но вот как отражает "сбережение народа" доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации

"Положение детей в Российской Федерации": Жизнь подавляющего большинства инвалидов плачевна. В трудном положении находятся дети, проживающие в районах Севера. Особенно трагично для народов Севера катастрофическое снижение доступности медицинского обслуживания. Свыше 70% имеют отклонения в состоянии здоровья.

Дети Севера находятся в неравных условиях жизни по сравнению с детьми других регионов страны и болеют в 2,5 раза чаще. Снижение жизненного уровня северян сделало нереальным выезд детей на летний отдых и оздоровление. Следствием этого является увеличение расходов на лечение детей, а в ближайшем будущем - ухудшение генофонда Севера России. Дети на Севере лишены многого, что необходимо для их нормального физического развития.

Проблемой в северных регионах стал проезд детей-инвалидов к реабилитационным учреждениям, а также в центральные клиники. Закон существенно ухудшил правовое положение северян, в том числе детей. Он отменил гарантию государственных социальных стандартов показателей качества жизни детей, тем самым нарушается конституционный принцип равенства граждан России. Закон не предусматривает особенностей реабилитации детей-инвалидов. Все это не способствует снижению детской инвалидности.

Генеральная прокуратура отмечает, что данный закон заменил обязанность государства защищать интересы детей на неопределенные термины ("частичная", "моральная" поддержка). Необходимо законодательно установить сумму компенсации ребенку-инвалиду за неполученное санаторно-курортное лечение или за направление в санаторий не по профилю заболевания. При этом сумма должна быть очень высокой, иначе правительству выгоднее будет платить инвалидам подачку рублей в 500 (что и дается сейчас тем, кто не хочет лечиться) вместо обеспечения расходов по его лечению (на эти деньги родители смогут всю зиму покупать ребенку овощи-фрукты, чтобы он возместил неполученное лечение). Ну а если родители взяли кредит в банке и самостоятельно обеспечили лечение ребенка-инвалида, то правительство, руководствуясь уже имеющимся законом, должно вернуть им все расходы, в том числе и банковские проценты.

А сегодняшняя ситуация напоминает слова чиновника из гоголевского "Ревизора": "Зачем тратить деньги на инвалидов? Умрут так умрут, а выживут - так и слова Богу..." или сегодняшний лозунг правительственных работников: "Спасение умирающих - дело рук самих умирающих..."

Даже председатель Совета Федерации С. Миронов заявил, что "сожалеет, что поддержал 122-й ФЗ. Мы поступили несправедливо..." (журнал "РФ сегодня"). А когда же поступят справедливо? Председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ Валентина Петренко заявляет, что "не может быть ребенка эвенкийского, адыгейского, орловского и т.д. Все должно в равной мере распространяться на всех детей, независимо от места проживания. Но пока что приходится констатировать, что на детском "фронте" перемены есть, но только к худшему.

Катастрофически ухудшается здоровье детей, хронические болезни обнаруживаются у каждого шестого. Идет деградация нашего общества. Особенно печально положение детей, численность которых сокращается. Свыше 16 процентов имеют хронические заболевания. Цифры и факты, отражающие реальную действительность, чудовищны, просто волосы встают дыбом. Дети не здоровеют, а чахнут. Партийные руководители вспоминают о детях (и их родителях) только перед выборами. Таким путем мы ни демографической проблемы не решим, ни здоровье детей не поправим. У государства, не заботящегося о детях, нет будущего" (журнал "РФ сегодня", 12.2006).

О том, что надеяться на государство мало толку, говорит и зам. начальника департамента здравоохранения администрации Магаданской области Е. Ларина: "В высокотехнологичных видах помощи нуждается очень большое количество больных.

Но федеральная квота совершенно не соответствует нашим потребностям". А значит, многие больные так и останутся без помощи...

При таком подходе государственных чиновников к здоровью детей скоро все вымрем, с кого тогда они будут налоги собирать на свое безбедное существование?

Чтобы не быть голословным, в таблице приведены документы, которые нарушаются.


ДОКУМЕНТ И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ

Постановление Конституционного суда от 15 05.2006 г -Нельзя ухудшать положение граждан, имевших льготы на 1 01.2005г.

СОСТАВ НАРУШЕНИЯ

До 2005 года облздрав ежегодно обеспечивал детей-инвалидов путевками по профилю заболевания С 2005 года путевок все меньше и меньше...

ДОКУМЕНТ И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ

Ф3 от 24 11 1995 г.-О соцзащите инвалидов в РФ; ФЗ от 17.07.1999г. О гос. соц. помощи: "Ребенок-инвалид ежегодно имеет право на путевку по профилю его заболевании и на проезд к месту лечения для себя и сопровождающего..."

СОСТАВ НАРУШЕНИЯ

Или дают путевку не по профилю заболевания, или вообще путевку не дают (как многим в 2007 году).. На сопровождающих путевки не планируются, они едут за счет изъятия путевок других нуждающихся детей-инвалидов

ДОКУМЕНТ И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ

Приказ МЗСР от 29.12.2004 г №328 "ФСС не позднее 10 дней с момента поступления заявления сообщает гражданину, куда и когда ему будет предоставлена путевка Северянам путевки должны выделяться за 1,5 месяца (для планирования отпуска)".

СОСТАВ НАРУШЕНИЯ

2005 г -дату заезда не указали, о профиле лечения солгали - санаторий диабет не лечит. 2007 г -путевки не получил. 25.12 2007 г подал заявление- когда и куда будет путевка, неизвестно, а прошло уже 5 месяцев В апреле ФСС начинает искать путевки (письмо мне прислали из ФСС от 28.04.2006 г. №02-15/15-701 Л). Авиаторы требуют выкупить билеты до 1 мая Поезда из Магадана не ходят! Путевку дадут, а как выехать?

ДОКУМЕНТ И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ

Приказ МЗСР от 29 12.2004 г. №328 0 Порядке предоставления набора соц. услуг: "ФСС заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санатории, выдает путевки, затем надо получить курортную карту…"

СОСТАВ НАРУШЕНИЯ

Приказ MPО ФСС от 10 05.2006 г. о выделении путевки на 24.05.2006 г. (осталось 1З дней!) -3-5 дней на обход врачей и получение санаторно-курортной карты, и только потом можно бежать в кассу за билетами, если они есть (самолеты летают не каждый день, поезда нет).

ДОКУМЕНТ И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ

Письмо ФСС РФ от 15.03.2005 г. №02-18/05-2142 "Можно выезжать к месту лечения за 35 дней до начала путевки, а ФСС имеет право выдать путевку за 21 день до даты заезда"

СОСТАВ НАРУШЕНИЯ

Путевку дают за 1-2 недели до заезда. От 35 дней ничего не остается. Нужно дать 60 дней до или после путевки, в зависимости от отпуска. У ФСС расходы никак не увеличиваются, ведь дополнительный отпуск родители оплачивают самостоятельно'

ДОКУМЕНТ И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: Ст. 1 Гражданам гарантируется право на охрану здоровья... ст.20 "Гражданин имеет право..."

СОСТАВ НАРУШЕНИЯ

Прав много, да путевок нет и никто за это конкретно не отвечает. Необходимо предусмотреть финансовую ответственность за невыдачу путевки в текущем году.

ДОКУМЕНТ И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ

Уголовный кодекс 'Статья 124 "Неоказание помощи, статья 125 -Оставление в опасности

СОСТАВ НАРУШЕНИЯ

Путевку дают не по профилю заболевания инвалида или вообще не дают, то есть не оказывают ему помощи. оставляя в опасности его жизнь


Помните, брат Шерлока Холмса, член правительства, советует ему не верить ни одному слову, сказанному политиком. Прошло 100 лет, а верить политикам по-прежнему нельзя...

Будут ли дети-инвалиды (и их близкие) уважать "родное" правительство, если оно их не уважает? Решатся ли они завести детей, зная о том, что если их дети заболеют, то никто им не поможет?...

Женя МИХАЙЛОВ

Магадан.


 

Казнить нельзя миловать. О даунах и других

Статья опубликована в журнале "Лицейское и гимназическое образование №1 за 1998 год, но, как обычно, по прошествии времени не стала менее актуальной. Электронный вариант предоставлен сайтом "Педагогическая библиотека" .


Молодая женщина-педагог на экране была очаровательна. Нежное лицо, мягкие манеры, тихий ласковый голос. И вот этим голосом, полным участия и сострадания, она предложила делать усыпляющий укол детям, родившимся, как она выразилась, умственно неполноценными. Так, как это делают с безнадежно больными домашними кошками или попугаями. По ее мнению, это так гуманно: заснул ребенок сладко-сладко - и просто не проснулся.

Это не пересказ фантастического ужастика. Это я услышала и увидела в июньской передаче "Моя семья" (РТР, ведущий В. Комиссаров). Дальнейшее обсуждение вполне было достойно "затравки". Оно показало, что никто в студии, включая самого ведущего, не имеет ни малейшего представления о предмете разговора - именно об умственно неполноценном ребенке. Вопрос почему-то обсуждался в плоскости что есть Добро и Зло. Экспертов пригласили таких: эстрадную певицу, актрису (она же поэтесса) и актера. Ничего не имею против никого из этих троих, в своем деле они, полагаю, профессионалы. Но - судите сами. Актриса-поэтесса предлагает решать проблемы аномальных детей с помощью молитвы. Певица уповает на самоизлечение: глухие дети ее знакомых, свидетельствует она, через несколько лет стали вдруг прекрасно слышать и говорить... Что можно сказать по поводу такого рода "экспертиз"?

С умственно неполноценными детьми я работаю более сорока лет. Изо дня в день. И чувствую потребность рассказать о них. И о нас.

Начну с одной житейской истории. Жила-была девочка Вика. Судьба оказалась к ней безжалостна. Довольно рано врачи поставили диагноз: умственная отсталость. Причем осложненная рядом других негативных психических проявлений. Девочку как бы скрутило в тугой узел. Голова опущена, спина колесом, лицо закрыто руками. Вечный страх перед всем и вся. Такое оцепенение - ни шевельнуться, ни позвать на помощь. Она жила в этом кошмаре не один год. И все-таки мы одержали с Викой свою викторию.

Она постепенно научилась читать, писать, считать, шить на швейной машинке. Все это, конечно, на элементарном уровне, но научилась. И что символично: она распрямилась! И в переносном, и в самом прямом смысле. Соученики увидели, наконец, что она хорошенькая - черноглазая, румяная. У нее проявились таланты. Например, дома она так точно и иронично имитировала учителей, что родные хохотали, как на концерте Жванецкого.

Теперь, спустя несколько лет по окончании вспомогательной школы, Вика в какой-то мере стала опорой семьи. Мать, отец и старшая сестра работают, а она остается дома с двумя племянниками. Готовит, стирает, убирает, гуляете ребятишками, читает им сказки. Те самые, которые мы читали с ней в школе с таким трудом. По кубикам она учит племянников буквам.

Вернемся, однако, к передаче. Представьте, именно такого ребенка нам предлагают усыпить. Аргументация выступавших: подобные дети никому, кроме матери, не нужны. Да и мать справиться с ними не может, и обычная их жизнь рано или поздно - приют, где они лишены любви и ласки. Их проблемы с каждым днем становятся все объемнее и непереносимее. У таких людей даже нет паспорта, так что самое гуманное - избавить их от страданий.

Дети-олигофрены, которых принято называть "умственно отсталыми", это вовсе не однородная масса. По темпу и качеству общего развития, по способности к обучению, по возможности социальной адаптации специалисты делят таких детей на три основные группы.

Идиоты. Это не ругательство. Такие дети в социальном смысле бесперспективны. "Осмысление окружающего недоступно, навыки обслуживания отсутствуют". (Здесь и далее я привожу определения нашего "Дефектологического словаря".) Страдают ли идиоты от своих неразрешимых проблем? Нет, они их и не осознают вовсе.

Имбецилы. "При правильном воспитании им удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания. Однако способность самостоятельно ориентироваться в жизни у них ограничена, они нуждаются в постоянной опеке". До некоторых пор имбецилы обучались во вспомогательных школах; были даже специальные имбецильные классы. Потом им было отказано в обучении. Теперь, слава Богу, их иногда допускают во вспомогательные школы, обозначая классы для них то как диагностические, то как нулевые.

Вот еще одна история. Я пришла работать в новую школу и получила класс. Меня предупредили: там такой имбецил - сладу с ним нет, просто не обращай внимания. Вхожу в класс. Сразу вижу его. Сидит под партой и даже глазом не косит из интереса. Делаю вид, будто ничего не замечаю, и тут же предлагаю детям играть "в животных" на призы. Добровольный узник, пыхтя, пытается вылезти на белый свет и принять участие в игре. Но я строго говорю: "Нет, тебе сидеть за партой неудобно. Ты ведь к этому не привык, еще заболеешь. А мы уж доиграем. А потом в буфет пойдем на завтрак". Буфет его доконал. Боже, как плакал, мой бедный Миша Рябинин. У меня у самой разрывалось сердце. Мера была применена суровая, но - отвечаю всем ханжам - необходимая; и понятная имбецилу.

Как клялся Миша, используя в основном жесты и междометия, что больше никогда и ничего. Положим, "чего" и "когда" с ним еще было ой-ой сколько, но под партой он действительно никогда уже не сидел. А ведь мальчик, говорят, пять лет бойкотировал занятия в школе разными способами! Довольно скоро Миша стал усваивать программу - свою, индивидуальную. Дошел до шестого класса. К сожалению, трагедия в его семье привела к тому, что он вынужден был уйти от нас в лечебно-трудовые мастерские, где стал зарабатывать себе на жизнь. Такие мастерские созданы при психоневрологических диспансерах именно для особо тяжелых наших детей.

В последний раз я видела Мишу несколько лет назад. Это был уже совсем взрослый человек. Он пришел ко мне в школу. Принес цветы. Не в праздник - в обычный рабочий день. Сказал: "Я люблю вас, как свое сердце". И мы с ним заплакали. Сейчас вы поймете, почему плакала я.

Дело в том, что Миша Рябинин - даун. Точнее сказать, ребенок, страдающий болезнью Дауна (по имени английского врача). Это тяжелое системное заболевание хромосомного происхождения; одно из проявлений - умственная отсталость. Часто в степени имбецильности. Иногда интеллектуальная недостаточность выражена менее резко. "В таких случаях дети-дауны могут обучаться во вспомогательной школе и приспособиться к элементарным формам труда"!

Все дауны, независимо от расы и национальности, похожи друг на друга. "У них плоский затылок, косое расположение глаз, широкая запавшая переносица, полураскрытый рот, деформированные уши" В общем, дауна просто надо один раз увидеть, и все станет понятно.

Так неужели мы должны были "из гуманных соображений" усыпить Мишу Рябинина, который так любит сладкое, любит разводить костры и печь в них картошку? А еще - он играл на нашей школьной сцене сказочных королей и стражников. Конечно, роли не были слишком многословными, но как мой дорогой Рябина замечательно выглядел в "парчовом" плаще из крашеной мешковины с "золотыми" пряжками на кедах.

Теперь о дебилах. Это еще одна, пожалуй, самая распространенная форма олигофрении. Дети этой категории не способны к тонким мыслительным операциям. Им не даются сложные формы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, установление причинно-следственной зависимости. Они упрощенно воспринимают и отражают действительность. Грубо говоря есть некий "потолок", выше которого в умственном развитии им не дано подняться. Но при этом дебилы овладевают чтением, письмом, счетом, пишут изложения и сочинения, чертят геометрические фигуры Они высчитывают проценты и усваивают начатки истории, биологии и географии. Они поют и рисуют Они модно одеваются и ходят со жвачкой во рту и с плейером, от которого к ушам тянутся проводки. Но, главное, они с четвертого класса занимаются в трудовых мастерских на профессиональных машинах и станках. К моменту окончания школы овладевают профессией и готовы к работе (в отличие, кстати, от многих выпускников обычных школ, которые не могут правильно забить гвоздь или пришить пуговицу).

Дебилы становятся швеями-мотористками и столярами, слесарями, картонажниками и сапожниками. Иногда, к сожалению, еще и шоферами городских автобусов, солдатами срочной службы... Это уже обратная сторона медали - дебилам в нашем обществе позволено все, что не запрещено остальным. Но у нас ведь всегда так - сплеча: либо казнить на сто процентов, либо миловать на двести.

Наши малоумные имеют паспорт, влюбляются, женятся, рожают детей. Некоторые работают в ателье, автосервисе, в ремонтных и строительных фирмах, в крупных и мелких торговых точках, имея все, что "у нас положено иметь: собаку, дачу, машину, квартиру, жену, детей" (слова моего бывшего ученика). Вы и не отличите большинство из них в уличной толпе от вполне здоровых людей. И все это благодаря тому, что они когда-то попали в руки специалистов, в необходимые для их развития условия.

Теперь хочу вновь вернуться к телепередаче "Моя семья". Ее видели миллионы. Сколько из них прочитают эту статью? Это очень важный вопрос.

Ведь многое в работе с олигофренами зависит не от специалистов-дефектологов и даже не от врачей-психоневрологов с их лекарствами, а от всего общества, от каждого человека в отдельности.

Пару лет назад телевидение показало американский документальный фильм об их дауне. В городке, где он жил, к больному мальчику относились неважно (по американским меркам, конечно). Тогда мать переезжает с шестью детьми в другой штат, в другой город. Там снова выходит замуж. Для героя фильма, глубоко умственно отсталого ребенка, начинается совсем другая жизнь. Все, что положено ему от государства ("льготы", как бы сказали у нас), - то же самое; но люди другие: улыбаются ему на улице и в магазине, дарят цветы или что-то в этом роде. (Фильм прошел давно, детали стерлись из памяти.) Мальчик ходит в любительский оркестр и начинает там играть. У него везде друзья. Его хлопают по плечу и спрашивают, как дела. Он начинает "писать картины". Ни на что не похожие. Картины хвалят, экспонируют, покупают. И - апофеоз: наш даун в цилиндре и фраке на приеме в честь дня своего совершеннолетия.

Я смотрела фильм не отрываясь. И вспоминала Мишу Рябинина. Однажды, подходя к школе, увидела такую сцену. Сойдя с автобуса, он обернулся и подал руку выходившей за ним девушке. Как мне было приятно - ведь я так долго приучала своих учеников делать это не только по отношению к учительнице или маме. Но девушка брезгливо взглянула на него, отдернула руку и сказала: "Отойди, урод!" Миша оторопел, а потом сказал с обидой: "Дур-р-р-ра" ("р" дауны выговаривают плохо: язык у них особый - толстый, неповоротливый)...

Господи! Если бы девушка ему улыбнулась! Если бы все улыбались олигофренам...

Станкина Светлана


 

С точки зрения кошки Глаши.

Сегодня у нас СОБЫТИЕ. Потому что, впервые в рассылке появляется произведение не взрослого человека, который через болезнь стал личностью, и не близких людей "особого ребенка". Сегодня, в День Защиты Детей мы предоставили эту площадку ребенку, Губочкину Ване, 12 лет, ДЦП, который однажды написал сочинение в рамках школьной программы. И оказалось, что они, наши дети, так же, как и мы, умеют видеть красивое, смешное и грустное в окружающем мире.


Привет, я кошка Глаша!

Хвастать не буду. Но могу сказать, что я весьма не глупа, а также хитра и красива. От мамы Муси я получила светло-зелёные глаза. А характер, наверное, от отца, которого никогда не видала.

Шерсть у меня трёхцветная, лапки чёрные. Ну вот что удивительно: на одной лапе у меня чёрные подушки , а на другой розовые.

Как-то раз к Ване пришел крёстный и сказал: "Ваня, хочешь котёнка?". Ваня пришёл в восторг от предложения и тут же, не раздумывая, крикнул: "Да!", а мама даже пикнуть не успела, ни да, ни нет.

Так маленький пушистый комок оказался у Вани в руках. Этим комком была я.

В первые часы пребывания в доме я забилась под диван и не выходила оттуда, пока желудок не потребовал еды.

Очень долго я была без имени и отзывалась на "кис- кис". Пока Ваню не осенило. Посмотрев программу "Окна", он услышал имя Глафира и вынес его на обсуждение с мамой.

Мама одобрила. У неё возникли ассоциации с этим именем, потому что у её любимого писателя- Сергея Довлатова- так звали собаку.

По паспорту меня звать Глафира, но, в зависимости от настроения и обстоятельств, я вынуждена отзываться на имена: Глаха (когда на меня сердятся), Глася (когда со мной сюсюкаются), Глафирюка (берегись, сейчас будут разборки !), Глашечка, Глашка, Глашуля. Отзываюсь я и на "морду усатую-полосатую", на Глашку-замарашку, на "собаку индейскую" и Лялечку.

Мое детство не было безоблачным. Конечно, мне не приходилось жить в холоде и голоде, но я была объектом пристального внимания со стороны Ваниных друзей. Все они хотели меня погладить, потискать, поиграть, и мне это не очень нравилось: я выпускала когти, шипела и царапалась. А когда на меня устраивали "загонную" охоту, самым безопасным убежищем был шкаф, на который я взбиралась не хуже цирковой кошки.


Мои кошачьи радости!!!!

Я обожаю охотиться на мух и других насекомых, люблю сидеть на окошке и смотреть на проезжающие машины. Но самое любимое моё занятие начинается, когда мама и Ваня ложатся спать. Ночная охота. Ведь я же хищница!

Если что- нибудь осталось на столе -то берегись! Я тут же схвачу оставленное , а наутро хозяев ждёт ,увы, неприятный сюрприз в виде раскрошенного по полу, недоеденного печенья.

Люблю хорошо покушать .Особенно мяско, рыбку, творог. Не откажусь от сладенького: белого шоколода, мороженого, пирожного. Когда все садятся за стол, я занимаю почетное место у мамы на плече и лапкой указываю, чего бы мне хотелось отведать.

Мне нравится играть с Ваней, изображая преступницу, прятаться по шкафам, гонять теннисные мячики и таскать поролоновые губки. Больше всего я боюсь "лечебно-профилактического" веника (это мама его так называет), пылесоса и Ванькиных боксерских перчаток.

Несмотря ни на что, я очень люблю своих человеков, и они меня тоже любят. Когда они уезжают, я остаюсь в доме полноправной хозяйкой, скучаю и жду их возвращения.


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.




Все номера «Мамам и папам об особых детках»
в zip-архивах

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance