Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное


Новости

08.03.2014

Наша читательница, художественно одаренная Марина Михайловна Чистова, написала повесть "Весна придет!", которую Вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://gold-child.ru/forum/messages/forum34/topic4108/message28145/#message28145

28.01.2014

Облегчит проезд к месту реабилитации и обратно Авиакомпания ЮТэйр, подписавшая соглашение с Фондом "ВИТА" о поддержке одних из самых не защищенных наших граждан - детей-инвалидов.

20.11.2013

В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» провёл первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».


Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2012

1. Колонка главного редактора
2. Содружество специалиста и родителей в телесно-ориентированной педагогике
3. Литературная страничка.Е.Калинчук.Скобяных дел мастер

23.01.2012

1. Колонка редактора - что было и что будет, а так же деловое предложение;
2. Интервью А.В.Суворова журналу "Современное дошкольное образование";
3. Марк Бурно: "Понять силу своей слабости" (Интервью с основателем терапии творческим самовыражением)

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

02.05.2024 23:15:39
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 580867
Ответов: 6709
02.05.2024 23:08:07
Прививки от гриппа
Просмотров: 12267984
Ответов: 188992
06.04.2014 09:56:30
Наша проза.
Просмотров: 259533
Ответов: 3
06.12.2012 20:02:06
Просим поддержать открытое письмо!
Просмотров: 178623
27.05.2012 12:00:12
Кохлеарный имплантат
Просмотров: 83678
Ответов: 11




Проект при поддержке компании RU-CENTER

Внимание! Добавлять сообщения в форумы могут только зарегистрированные пользователи.
Пользователи, прошедшие регистрацию, будут активированы в течение суток.

Говорят, что блоги сейчас - самые посещаемые в интернете. Ведь всегда любопытно знать чем занимается твой знакомый. Нам интересно на других посмотреть и себя показать.
Блоги "Города Золотого" - это место, где собираются друзья, здесь они сидят на лавочке и судачат о жизни.
Хочешь тоже стать другом? Зарегистрируйся и напиши о себе!

Милости просим :)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Алексей Иванович Бороздин
Алексей Иванович Бороздин - известный в России музыкант-педагог, преподаватель по классу виолончели в Детской музыкальной школе Новосибирского Академгородка. Он - заслуженный работник культуры РФ, воспитавший не одно поколение талантливых молодых исполнителей, впоследствии завоевавших великое множество наград и лауреатских званий на самых престижных международных конкурсах и фестивалях. Вместе с тем, по совершенно необъяснимым, на первый взгляд, причинам и обстоятельствам он еще и неоспоримый лидер в теоретико-практической разработке многих актуальных проблем абилитационной педагогики - достаточно новой области научно-практического знания, призванной помочь детям-инвалидам полноценно интегрироваться в современную жизнь, приобрести уникальный творческий опыт, обеспечивающий им ощущение полноты жизни, позволяющий реально на деле достичь многих жизненных и профессиональных успехов.

"Школа Бороздина" - в любом значении этого чрезвычайно емкого слова - стала сегодня своеобразной визитной карточкой Новосибирска. Диалог главного редактора журнала "ВиДО" Л.И. Боровикова с Алексеем Ивановичем мы и предлагаем нашим читателям.



Алексей Иванович Бороздин - директор Муниципального оздоровительно-образовательного учреждения "Городской Центр А.И. Бороздина", г. Новосибирск

Боровиков Л.И.: - Алексей Иванович, знаю, что Ваша профессиональная педагогическая деятельность в последние годы приобретает все более яркий методический оттенок: Вы много ездите по стране, стремясь расширить географию распространенности своей уникальной системы творческой абилитации детей-инвалидов. С чем это связано?

Бороздин А.И.: - Да, действительно, активное распространение накопленного опыта - сегодня для меня чрезвычайно важная, небывало ответственная задача. Такая деятельность мне приносит глубокое удовлетворение уже потому, что позволяет вновь и вновь убедиться в широкой востребованности наработанной в нашей "Школе" практики работы с детьми-инвалидами, более того, в высокой эффективности системы такой работы, возможности ее непрерывного совершенствования в самых различных социокультурных условиях, будь то амбициозная столица или небольшой провинциальный город. Самое важное, чтобы у педагогов, взявшихся за это столь непростое дело, была, что называется, "искра Божия", была в душе творческая одухотворенность, сопровождаемая искренним желанием помочь детям стать полноценными людьми, несмотря на имеющиеся недуги.

Бывая в разных городах, я убеждаюсь всякий раз, что найденная мною система работы, наработанные принципы, сопровождаемые вариативным комплексом методов и приемов, есть универсальный путь исцеления многих телесных недугов, доступный не только мне и моим коллегам по "Школе", но и многим российским педагогам, которых у нас в Сибири, как мне представляется, великое множество. Помочь им поверить в себя, в свои педагогические возможности - наша важнейшая задача, которую, как мне представляется, мы научились решать вполне успешно.

Боровиков Л.И.: - Значит ли сказанное Вами, что метод - это все же ремесло, не заключающее в себе какого бы то ни было секрета, а вся суть созданной системы, ее важнейший глубинный субстрат - это творческая атмосфера на занятии, совместная увлеченность ребенка и педагога-взрослого, особый настрой души того и другого, какая-то особая атмосфера их доверительного общения?

Бороздин А.И.: - Возможности метода в получении надежных педагогических результатов я бы не стал приуменьшать. Найти в наших сложнейших психолого-педагогических условиях нужный (а порой и единственно возможный!) метод - величайшее искусство, заслуживающее самого пристального внимания со стороны ученых. Вместе с тем, складывающиеся на уроке эмоционально-доверительные взаимоотношения с воспитанниками есть, действительно, едва ли не краеугольный камень существа нашего педагогического дела: ведь мы стремимся создать действительно современную, гибкую, вариативную и педагогически надежную систему работы с детьми-инвалидами по их эффективной абилитации художественно-педагогическими средствами. Личностно-психологические энергозатраты педагога здесь не соизмеримы ни с чем.

Все в нашей абилитационно-педагогической деятельности должно быть в высшей степени индивидуализировано, какого бы то ни было штампа здесь быть не может: все должно идти "от ребенка", от его состояния, сиюминутного настроения, пробудившегося чувства, активизировавшегося где-то в самых глубинах его души стремления к творческому действию. Для любого педагога, вне зависимости от возраста, пола, педагогического стажа и уровня теоретической компетентности, увидеть такую возможность, даже, точнее говоря, интуитивно почувствовать ее, означает на деле состояться в качестве профессионально пригодного к творческой абилитационной деятельности специалиста-практика. Вид творческой деятельности, по поводу которого организуется обучение, здесь не играет существенной роли. Еще до постановки обучающих задач педагог должен увлечь ученика-воспитанника своим абсолютным расположением к нему. Надо пробудить ресурсы его интеллектуально-творческого развития. И тогда результат не заставит себя долго ждать. Но сделать это чрезвычайно трудно. Я вижу, насколько уставшими всякий раз завершают учебный день мои педагоги.

Все мы, каждый в отдельности и все сообща, верим: каждая личность ребенка - это неповторимая уникальность, это величайшая ценность в нашем сегодняшнем противоречивом, обездушенном мире. Мы убеждены: душа ребенка-инвалида особенно остро реагирует на окружающий мир. Любой вид искусства - всегда верное подспорье педагогу, стремящемуся окрылить ребенка верой в свои потенциальные возможности. Творчество здесь даже не цель, а необходимое средство духовного, а вслед за этим и соматического исцеления человека. Для нас это не просто красивые слова. Это - суть нашей педагогической веры. Без понимания именно этой для нас важнейшей идеи никакой, пусть даже самый изысканный, разносторонне научно обоснованный воспитательный метод не сработает, не достигнет своего положительного результата.

Боровиков Л.И.: - С чем, по большому счету, связано Ваше такое активное пристрастие передавать накопленный теоретический и практический опыт именно молодым, начинающим педагогам? Неужели опытные педагоги-практики не могут полноценно воспринять Ваши творческие идеи, не способны полноценно освоить азы авторского метода исцеления творчеством?

Бороздин А.И.: - Конечно же, возраст не самая сложная преграда для интенсивного освоения теоретических и практических основ нашей абилитационно-развивающей технологии работы с детьми-инвалидами. И тем не менее молодость, как правило, не отягощена грузом многих профессиональных "стереотипов страха". Аналогичным образом и дети: они еще не знают, чего надо бояться, в особенности занимаясь творческой деятельностью. Дети не ведают, что для них действительно трудно, а что легко. Не будем же их разочаровывать. Пусть, "не ведая", они совершают поучительные для нас, взрослых, чудеса; пусть "по незнанию" решают сложнейшие творческие задачи. А молодой педагог, если в нем есть педагогическая проницательность, пусть поможет ребенку. Профессиональные страхи взрослых здесь не должны иметь места, не должны ограничивать потенциальные возможности развития любого ребенка. Все это, кстати говоря, относится не только к детям инвалидам, но и к детям, обучающимся в музыкальных школах и школах искусств.

Боровиков Л.И.: - Можно ли именно этим обстоятельством объяснить преемственность Вашего авторского абилитационно-развивающего метода и метода работы с юными музыкантами-виолончелистами в Детской музыкальной школе?

Бороздин А.И.: - Однозначно да. Это - самое общее основание всех моих педагогических убеждений. К ним я пришел в результате длительных размышлений, разностороннего анализа накопленного опыта. И успешного, и порой не очень. Вдумчиво относился я и к критике, то есть высококорректно изложенному критическому мнению некоторых авторитетных моих оппонентов. Их немало встречалось на моем пути. Великая им за то благодарность. Но все же практический опыт, достигнутые результаты, как правило, убеждали всех.

Боровиков Л.И.: - И в завершение нашего короткого интервью-презентации Ваших творческих педагогических идей, пожалуйста, сформулируйте несколько "золотых правил" в копилку современного педагога-аблитатора, скажем так, "От Бороздина".

Бороздин А.И.: - Постараюсь, но думаю, что правила эти не раскроют в полной мере "секрета" моего метода, так как его в принципе нет. Все предложенные ниже советы могут быть в полной мере отнесены и к профессиональной деятельности любого педагога-воспитателя, искренне стремящегося достичь высоких воспитательных результатов, опираясь на целительную силу творчества.

Правило первое
В организации жизнедеятельности ученика на любом учебном занятии, ставящем абилитационно-воспитательные задачи, надо идти "от ребенка". От его неоспоримых творческих возможностей. От его потенциальных, а не реальных, порой весьма и весьма скромных достижений. Это самое главное, что современному педагогу надо ежеминутно напоминать себе, устанавливая доверительные отношения на уроке.

Правило второе
Пожалуй, еще более важное, чем ранее обозначенное, пусть и самое главное, "первое правило"...

Для педагога-абилитатора на уроке нет ребенка-инвалида. Есть уникальная человеческая личность. Есть личность, способная к каким то своим, особым, пусть пока еще неразгаданным, творческим проявлениям.

Правило третье
В выстраивании индивидуальной обучающей стратегии, в организации доверительного общения на уроке принципиально важно отталкиваться не от болезни, а от критериев здоровья. Широко открывая перед ребенком дверь своего класса, вы должны уже здесь встречать здорового ребенка. Какое бы то ни было чувство жалости, сомнения могут только повредить делу. Именно эти эмоциональные проявления существенно ограничивают успех выздоровления.

Правило четвертое
В выборе индивидуальной тактики педагогических действий чрезвычайно важно учитывать наличное состояние ребенка, и физическое, и эмоциональное; понимать его реальное самочувствие в любой конкретной ситуации урока. "Состояние свободного творчества", обладающее высокой целительной силой, - это лишь дальний ориентир, требующий высочайшей самоотдачи от педагога. Это его заветная мечта, к которой надо практически стремиться, увлекая своим примером ребенка. Образно говоря, педагогу-абилитатору важно найти ту единственную тропинку, которая ведет именно этого ребенка к состоянию творчества. Тропинка эта, как правило, очень трудна, не всегда ясно различима в ситуации урока; идет она довольно часто через труднодоступные горные перевалы. Не следует бояться трудностей. Надо смело идти вперед и вперед.

Правило пятое
Своим сиюминутным состоянием (кстати говоря, непрерывно меняющимся) ребенок невольно указывает педагогу самый рациональный способ реализации индивидуального подхода к нему. Всмотритесь, вчувствуйтесь, поймите эти состояния - незримые подсказки со стороны ребенка.

Правило шестое
Не следует долго застревать в своих профессиональных "всматриваниях и размышлениях". Ребенку необходимо действие и еще раз действие. Конечно, действие осмотрительное, осторожное, вдумчивое, не нарушающее его достоинства. Поэтому, уловив истинное состояние ребенка, смело выходите на сотруднический творческий диалог с ним. Только диалог даст вам надежный ключ к взаимопониманию, доверительному общению. Ведь в истинном творчестве нет детей и взрослых. Здесь все равны.

Правило седьмое, последнее
Помните: достигнутое ребенком творческое состояние - это не самоцель. Не льстите себе. Это всего лишь первая половина пути, ведь дальше наступает самое главное - истинное пробуждение дремлющих сил и возможностей ребенка. Терпеливо ждите этого момента как величайшего события. Не упускайте эту возможность, эту волшебную "жар-птицу". Ведь она - весьма прихотливая гостья и посещает только тех педагогов-энтузиастов, которые до конца, искренне и самоотверженно вершат свое непростое дело.

ссылка на статью-правда,статья от 2003 года.Все равно интересно
http://www.websib.ru/vospitanie/02-03/zhzi.htm
Рисунок
Особые дети

Цель этой статьи – не вызвать блаженного ощущения «Слава Богу, что это не про нас», не удивить фактами (которые на самом деле удивительны), а нечто другое – посмотреть на маску чужой болезни применительно к себе, извлечь из чужого опыта ценный урок.

Давайте не побоимся посмотреть на детей, которых мы иногда видим на улице, рядом с мамой, – странно шагающими, с невнятной речью и отсутствующим взглядом. Мы мало знаем друг о друге, но наши жизни протекают рядом.

Часть этой жизни, и одна из лучших ее частей, – сосредотачивается по понедельникам и четвергам в «Центре Бороздина» (мкр-н «Щ» в Новосибирске), где педагоги занимаются абилитацией детей с тяжелыми формами умственной отсталости (диагнозы – болезнь Дауна, ДЦП, олигофрения, аутизм и др.).

Абилитация — это не компенсация и, тем более, не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов.
С детьми, на которых «нормальная» педагогика поставила крест – «необучаемые». Предполагается, что раз ребенок неспособен отличить треугольник от круга, то ни о каком обучении речь идти не может. Тем более, если ребенок не говорит, с трудом фокусирует взгляд и способен удерживать внимание не более 3-х минут. Все это кажется неисправимым, фатальным. Однако вот свидетельство педагога В.А. Лебедева: «Петя Д. с болезнью Дауна, обреченный по медицинским показаниям на отсутствие реакции на движущиеся предметы, не различавший изображений на листе бумаги, «не только комментирует изображения, но и находит среди полутора десятка репродукций показанную ему ранее в другом издании картинку, а пока ищет ее, указывает сходные сюжеты на других репродукциях. При этом задача отыскания круга и треугольника и теперь представляет для него известное затруднение. Поучительно, не так ли? На кой ляд, извините, они ему дались, если колесо машины, лопатку и елку он находит на картинке без затруднений». До этого мальчик вместе с педагогом регулярно занимались рассматриванием репродукций мастеров живописи. Невероятно?..

Беседуем с Алексеем Ивановичем Бороздиным.
Мы только что разговаривали с родителями, видели детей, которые пришли в Школу, – и видели их же рисунки, фотографии с занятий… Мы видели все своими глазами, но, тем не менее, задаем Алексею Ивановичу главный вопрос: «Так в чем же именно состоит ваша методика?» И получаем примерно такой ответ: «В любви к ребенку, в уважении к нему, в вере в его возможности, в огромном желании ему помочь. Такой ребенок в солнечный день – один, в пасмурный день – другой, если он устал в транспорте – третий, и так далее. Я должен быть готов принять его таким, какой он есть, и работать с ним исходя из его данного состояния. Ведь по отношению к особым детям понятие «результата», «прогресса» совсем иное. Поэтому что такое прогресс? Вот я играю ему песенку про василек, он начинает слушать, и вдруг – улыбнулся! Он узнал! Для нашего ребенка это импульс к творчеству. А сколько букв, цифр или нот он выучивает за год – дело будущего: раз процесс творчества пошел, будут и результаты. И они у нас есть: 65 наших детей из 100 поступают в школы разных типов. А ведь мы работаем с самыми тяжелыми формами умственной отсталости».

Известный психолог А.А. Арсеньев пишет: «Ребенок узнает, на что способен, исходя из того отношения, которое получает от мира других людей. Его способности и притязания формируются из тысяч повседневных мелочей: взглядов, разговоров, обращений, интонаций. Взрослые вольно или невольно, исходя из собственных, большей частью неосознаваемых представлений, основанных на распространенных в культуре и социуме идеях, дают ребенку понять, что он “иной”, не такой как другие».

Эта мысль применима и по отношению к обычному ребенку. Действительно, мы формируем ребенка своими ожиданиями – завышенными или заниженными, своими понятиями «правильного» и «неправильного», даем ему представление о норме. Эта норма может быть гибкой, может отражать реальное положение дел, а может и не отражать, будучи сводом предрассудков и мифов. Как часто мы слышим вокруг: «Мой ребенок такой неуклюжий!», «Он совсем не умеет рисовать!», «Ему медведь наступил на ухо!» – и это говорится вовсе не о детях-инвалидах. Что отражается в таких уничижительных высказываниях? Неадекватные родительские ожидания, стремление прожить за ребенка его жизнь, боязнь увидеть в нем что-то хорошее и достойное внимания (чтобы не разочароваться впоследствии). К сожалению, в нашей родительской культуре принято относиться к своему ребенку со скрытой (или явной) недоброжелательностью, у нас принято хвалить чужих детей, не своих, и каждая мама считает чуть ли не своим долгом жаловаться на ребенка.

Каких детей мы формируем в итоге? В первую очередь – ограниченных. Ограниченных восприятием собственных родителей, а затем – собственной заниженной самооценкой. Почему-то считается, что обычный ребенок (не инвалид) обычно не талантлив. Мы не видим никакого чуда в том, что ребенок начинает говорить, подмечать цвета и переносить их на бумагу, гармонично двигаться… Удивление перед возможностями ребенка – это то, чем проникаешься в общении с особыми детьми, их родителями и педагогами, потому что здесь такие явления, как речь и гармоничные движения, – не норма, а событие.

Возможно, нам нужно чаще встречаться с особыми детьми, – не для того чтобы облегченно вздохнуть или на минутку проникнуться жалостью, а для того, чтобы понять ценность собственного ребенка, его усилий и достижений. Чтобы изменить свои представления о норме и возможностях.

В заключение приведем одно наблюдение. Его сделал отец мальчика с болезнью Дауна: «Как-то, глядя на своего сына (было это года через полтора после того, как мы начали ездить в Школу Бороздина), я подумал вот о чем. У нас в деревне в нашу школу ходят ребятишки, вроде бы вполне нормальные. Но многие из них уже с третьего класса начинают пить, курить, нюхать бензин или ацетон. А в самой школе, что творится?.. И вот после этого ответьте мне, кто более нормальный: мой Алешка или они?»
Адрес статьи-
http://sibmama.ru/index.php?p=borozdin
Рисунок
ЭТЮДЫ АБИЛИТАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ: из опыта работы “Школы Бороздина”
это Можете прочесть здесь.

http://cip.nsk.su/old/e_pub/e_grant/t1000-14.html
Рисунок
Секрет Бороздина(статья Юлии ЧЕРНОЙ)

С Ольгой я познакомилась полтора года назад. Она приезжала в Городок два раза в неделю. Добираться приходилось далековато: 30 км до Тогучина и от Тогучина на электричках в Новосибирск, в «Щ». Но она готова была бы ездить и дальше, и дольше. Ведь здесь было единственное место, где взялись работать с ее сыном: везде уверяли, что этот ребенок-аутист необучаем. Сегодня мальчик учится в школе. Правда, учительница на него жалуется. Слишком много задает вопросов. А вот читает и считает он лучше всех в классе.



Муниципальному образовательно-оздоровительному учреждению «Городской центр А. Бороздина» недавно исполнилось 15 лет. Дата солидная, и историй, подобных Ольгиной, услышать можно было множество. Кто-то возил ребенка не то что из Тогучина – из Алтайского края (приезжали каждую неделю: занимались, ночевали, занимались – и назад), кто-то вообще переехал из Липецка сюда жить, ведь таких центров в мире больше нет. Но я ехала в центр не только за удивительными историями. Мне было интересно, почему здесь получается то, чего не могут добиться специалисты других центров? Откуда такие высокие проценты успешного обучения? Новые методики? Гениальные специалисты?

...Я стою на остановке. «Не подскажете, где тут центр Бороздина?» – «???» – «Ну, это где с детьми-инвалидами занимаются». В ответ недоуменье, пожимание плечами и плохо скрываемое любопытство во взгляде. Вот ведь парадокс: центр Бороздина, хорошо известный по всей стране, о котором снято немало передач на российских каналах и написано статей в федеральной прессе, совершенно не известен на «родине», в нашем Академгородке. Наконец, обойдя какой-то садик на ул. Иванова, через железную дверь попадаю в помещение центра. Мой восьмимесячный сын, маленький «хвостик», который я взяла с собой на интервью, в центре сразу заулыбался – в помещении везде висят воздушные шарики. Очаровательно улыбнулся самому хозяину – Алексею Ивановичу Бороздину (мол, а ты ничего), по-хозяйски осмотрелся вокруг и стал отпихиваться от меня, явно намекая, что сам он тут все обследует гораздо лучше и быстрее. Как оказалось, он не исключение: большинство детей чувствуют себя здесь очень даже по-свойски.

Мы сидим в учительской и пьем чай. Меня потчуют сладостями и историями. В какой-то момент ловлю себя на ужасной для любого журналиста мысли: я отключилась – сижу, совершено не слушая собеседников, и любуюсь ими. Вам приходилось видеть увлеченного человека, рассказывающего о любимом деле? Господи, как они красивы! Беру себя в руки и вслушиваюсь в слова.

«Мы тут прозвали его – солнышко. Во-первых, у него волосы короткие, рыжие и торчат в разные стороны. А во-вторых, улыбка. Вы бы только видели эту улыбку!» Забавно, но воспоминание о любом ребенке или появление такового в дверях учительской вызывает хор голосов: «А какая умничка!», «Только что заглянула – не ребенок, а просто чудо!», «Такое золотце!» Даже страшные диагнозы в их устах звучат намного мягче: «даунята», «аутята». Если немного отвлечься, создается четкое ощущение, что в центр приводят не больных детей (которых во многих местах и обучаемыми-то не признали), а самых умных и очаровательных. С такой гордостью и теплотой не каждая мать о своем ребенке рассказывает.

Мое провокационное замечание, мол, с такими сложно, поди: и слюни порою текут, и челюсти по-другому устроены, и руки-ноги трясутся, собеседники понимают не сразу. «Ну и что? – сухо отвечает моя соседка, поняв о чем я. – Мы тоже все разные: кто-то чихает, кто-то в носу ковыряется, этот блондин, а тот брюнет. Это для вас очень важно?»

Улучив момент, спрашиваю и о секрете – как им таких успехов достичь удается? Алексей Бороздин, основатель центра, отвечает не задумываясь: «У нас есть время. Над нашими специалистами не висят ни планы, ни сроки. Возьмите гениального педагога, дайте ему очень долгий срок – пусть даже пять лет! – но этот срок все равно над ним довлеть будет, он всегда будет держать это в голове. А мы знаем: пусть не сегодня, не завтра, но через месяц, через год – у нас обязательно получится. Мы можем пробовать вновь и вновь. В итоге специалист, по времени не ограниченный, зачастую добивается успеха быстрее, чем его коллега с жесткими сроками. А в большинстве учреждений сроки даются отнюдь не большие. Два занятия на закрепление звука не всякому здоровому ребенку достаточно, а о больном и говорить не приходится». – «Где же вам таких удивительных педагогов найти удается? Это какое же надо терпение иметь – годами пробовать и ждать результата?» – «Секрет в том, что это не терпение. Терпение – это когда к нам женщина работать пришла, два занятия с детьми продержалась, потом не выдержала – уволилась. Вот она терпела. А те, кто здесь работает, они не терпят – они творят».

Пожалуй, слово «творят» лучше всего подходит к тому, что я слышу. «К нашим детям ключик подобрать совсем не просто. Иногда и не знаешь заранее, что сыграет. У меня вот занимался мальчик-аутенок. Никак у нас не шло. Вы знаете, аутята – очень умные ребятишки, иногда даже гениальные, но совершенно не идущие на контакт. А на подоконнике стоял кефир. Он на него показывает – хочу. Я говорю: «Я тебя не понимаю. Если ты кефир хочешь, то так и скажи!» На этой мотивации дело сразу сдвинулось».

Замечаю, что в разговоре постоянно мелькает «работа с детьми и родителями». «А что тут удивительного? Вы только представьте, в каком состоянии к нам родители приходят! Чего только им выслушать не пришлось! Кому-то вбили, что это они в рождении таких детей виноваты, кому-то постоянно от ребенка отказаться предлагают. У нас случай был, когда в одном из учреждений маме без слов заявление достали и образец положили. «Подождите, какое заявление! Я просто зашла узнать, чего с нашим диагнозом достичь можно». – «Ничего, поэтому вас никто за отказ и не осудит». – «Да мы уже читаем, сказки рассказываем!»

«Вообще, я всегда говорю, когда маме окружающие советуют от ребенка отказаться, что советчики посоветуют и забудут, а женщине с этим всю жизнь жить!» – «А тут они и других таких же родителей видят, и мы им, как можем, помогаем. Нам иногда мам чуть ли не силой от ребенка отлеплять приходится! Заметьте, не ребенка от маминой юбки, а маму от ребеночка».

О себе именинники говорят мало – все больше о детях. «У меня девочка занималась. Заболевание было специфическое: она быстро все забывала. У нас с ней первый год каждое занятие начиналось с вопросов: «Тебя как зовут? А ты меня любишь?» Когда она через два года пришла и сказала: «Я помню, ты – Света. Я тебя тоже люблю», – я разревелась. Вы представляете, какой ей путь проделать пришлось? От потребности убедиться, что ее все-таки любят, до желания поделиться своей любовью!»

Слушаешь – и появляется ощущение, что любых детей главное – любить, и все обязательно получится. Конечно, у центра Бороздина не все гладко: есть и финансовые проблемы, и в «творчестве» не все ладится. Но я уверена, что у людей с таким светом в глазах должно все получиться! С 15-летием вас!

Юлия ЧЕРНАЯ.

http://www.navigato.ru/years/2006/200...imoe-delo/
Рисунок
Вечерний Новосибирск” 23 февраля 2001 года

(интервью с педагогом А.И. Бороздиным)

Плохих детей нет

...считает Алексей Иванович Бороздин. - Один - лучше, другой - хуже - это вымысел. Просто один может попасть в доброжелательную обстановку, а другой - нет. И он видит мир по-другому.
Если кто-то в нашем городе еще не знает этого имени, его вряд ли устроит короткое объяснение. Да, Бороздин - педагог, основатель Центра, в котором ребятишкам, попросту говоря, лечат мозги. Но этот же Бороздин известен среди музыкантов, и не только российских, как знаток и реаниматор творчества чешского композитора Мысливечека, как автор песен и романсов, как блестящий виолончелист. Жители Академгородка прекрасно знают Бороздина - преподавателя музыкальной школы, только за последние пять лет воспитавшего 18 победителей различных конкурсов. А ведь есть еще фотограф Бороздин, лектор Бороздин, отец Бороздин... Говорят, талантливый человек талантлив во всем.
Но главное в жизни Алексея Ивановича Бороздина - это все же педагогика. Иначе, как объяснить, что в 62-м году он, выпускник консерватории, под удивленные взгляды городских музыкантов пошел не по распределению - в “денежные места”, а в только что основанную районную музыкальную школу. А восемь лет назад, имея интересную работу, не менее интересное окружение и семью, открыл школу для детей с тяжелыми поражениями нервной системы, для тех, кого традиционные педагогика и медицина зачислили в разряд необучаемых и неразвиваемых. Школа разместилась в деревянном бараке, и, кажется, вместе с ветхим зданием выдерживала испытание на прочность и уместность в обществе. Выдержала.

- Честно говоря, первое время я немного попытался походить по кабинетам, - рассказывает Алексей Иванович. - Но... ничего не получилось. И я решил, что не надо ходить - надо работать. А через полгода увидел результат. Увидел своих специалистов: великолепно работающих, понявших свою задачу, понявших и принявших детей. И я сделал наши уроки открытыми. Этот шаг оказался абсолютно верным, потому что мнение огромного количества экспертов, побывавших у нас, определило наш статус. О нас стали рассказывать по радио и телевидению, писать в газетах. И город нами заинтересовался. Как говорила Цветаева, дать можно богатому, помочь - сильному. Страшная формулировка, но это, действительно, так. Сегодня совершенно ясно, что нам можно помочь: мы доказали свою силу, силу своей идеи. Мы интересны еще и тем, что не боимся ничего: нас не учили в мединститутах бояться.
В школе три предмета - музыка, рисование, общая педагогика. Почему именно эти предметы? Потому что есть дети музыкально одаренные, несмотря на недуг. Есть дети, любящие рисовать, несмотря на недуг. Но есть дети, равнодушные ко всему. И это, как говорит Бороздин, самое страшное. Однако среди многообразия кубиков, картинок, мозаик, красок, звуков и движений все равно что-то “такое” привлечет их.
- Мы находим, интуитивно, конечно, пути, по которым выводим ребенка на интерес. Скажем, вот - пианино. Ребенок хочет исследовать этот мир так же, как и все остальные. Но его гонят отовсюду. А тут: пожалуйста, играй! Почти все, что делается в Центре, делается на интуиции. Я смотрел шведский урок. Тяжелая девочка. Она прыгает на батуте. Полторы минуты прошло, и педагог предлагает ей флейту. А девочка еще хочет прыгать. Ну дай ты ей еще полторы минуты, даже три! Пусть она, счастливая, напрыгается. Нет, время истекло. Она эту флейту теперь ненавидит, и следующее упражнение идет наперекосяк. Вот здесь нет интуиции, здесь - выполнение долга, как они говорят: выполнение конституции. Но ребенку-то плохо от этой конституции! Мы же отталкиваемся от состояния ребенка в день урока. Если у него ночью был приступ, то я иду на край его очень плохого поведения, его очень плохого отношения ко мне. И уже с этого края мы вместе начинаем выправлять его состояние.
Когда в Москве, на семинаре Центра лечебной педагогики, Бороздин показал видеозапись урока с выздоравливающим аутистом, зал безмолвствовал в течение двух минут: до этого понятия “аутист” и “выздоравливающий” были несовместимы! И, тем не менее, не все понимают систему, по которой в школе Бороздина проходят уроки: один день - занятия, три дня - перерыв. Алексей Иванович принципиален:
- Когда нам говорят о перемене системы, то я категорически не соглашаюсь. Такая система дает очень сильный стимул развития. После уроков ребенок ходит под впечатлением увиденного и услышанного, потом переваривает это, потом начинает скучать, и на следующий урок уже бежит.
Пока специалисты ломают голову, подгоняя работу Центра под привычные понятия, показатели, методики, одиннадцать педагогов спокойно и терпеливо открывают жизнь для своих учеников. “Не мешайте им работать - проверками, отчетами, установками! Не мешайте!” - требование мэра Виктора Александровича Толоконского, прозвучавшее на открытии Центра в январе нынешнего года, специалисты поняли четко. И сегодня, рассказывая о жизни и работе обновленного коллектива в новом помещении, Алексей Иванович с особым чувством вспоминает первый приезд мэра в его школу:
- Мэр приехал сам. Я его и не знал до этого времени. И никогда не пошел бы просить, потому что прекрасно понимаю, в каком состоянии находится город и как Толоконский бьется за этот город. Но он приехал. И, невзирая на то, что мы - песчинка на фоне полуторамиллионного Новосибирска, мэр оказался осведомленным о результатах нашей работы, о наших задачах и проблемах. Тут же стал давать распоряжения своим заместителям. Прошел год, и мы в новом помещении. У нас стало больше педагогов, больше детей. Одним словом, мы имеем нормальные условия для работы. Но это еще не все. Вслед за мэром к нам повернулся лицом весь город, и у нас теперь нет проблем, с кем бы мы ни общались. Поэтому обычные слова благодарности в этом случае не подходят. Ведь здесь не просто “кто-то кому-то что-то дал”. Здесь другой уровень, и благодарность должна быть на другом уровне. Мы мгновенно учли пожелание Виктора Александровича работать для города, помогать городу. Уже летом мы открыли семинар для логопедов Дзержинского района. Такие же семинары намечается провести в других районах города. Мы сами участвуем в городских семинарах. Готова к выходу книга “Очерки по абилитационной педагогике”. На наши уроки приходят студенты медицинского и педагогического институтов. А самая свежая идея - это создание родительского клуба, по желанию родителей тех детей, которые к нам не попали...
Многие из тех, кто видел Алексея Ивановича, не говоря уже о тех, кто разговаривал с ним или работал, утверждают, что от него исходит доброта - доброта сказочника, волшебника. Аура Бороздина соткана из голоса, осанки, из глаз - чистых-чистых, как у ребенка, из улыбки, где тоже - ребячество, но и мудрость, и даже боль. Эта боль - конечно, неспроста. О детях, брошенных родителями, Алексей Иванович говорит как о личной трагедии. И предательство это считает самым страшным преступлением, которому нет оправдания:
- Ну родился ребенок не такой! Но он-то совсем не виноват! Надо воспринимать его таким, какой он есть. И любить его - такого. Он ведь тоже хочет прижаться к груди...
Вот она, проверенная, выстраданная методика Бороздина, его безотказный способ вернуть больного ребенка в мир. Методика, которая заполняет, несомненно, особым воздухом здание городского Центра А. И. Бороздина на Детском проезде, в Академгородке.

Беседовала Марина Васенева

Опубликовано в газете “Вечерний Новосибирск” 23 февраля 2001 года
Рисунок
Страницы: 1

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance