Выпуск N 142
2008-10-18
Тираж: 4174 экз.
* * *
"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"
* * *
Пишите мне:
natali-dok@mail.ru
Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru
Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru
Редакционный совет:
Н. Гузик - главный редактор
Н. Ратушна - ответственный редактор
Члены редакции:
М. Алекс,
А.И. Бороздин,
В. Боровская,
О.Г. Граф,
Н.Н. Иващенко,
В.А. Качесов,
Р. Крайнова,
Е. Крестик,
Т. Пачколина,
Е. Фалилеева.
|
| |
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня Вы можете прочитать:
- Приглашаем на конкурс. [прочитать]
- Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Материалы БелАПДИ (продолжение)[прочитать]
- Д. Соколов. Сказки и Сказкотерапия.(продолжение).[прочитать]
Здравствуйте, дорогие друзья.
Некоммерческий благотворительный просветительский фонд содействия
абилитации детей с особенностями развития "Вита" объявляет
международный конкурс
Придумай сказку.
Конкурс проходит в номинациях:
-
Сказка, придуманная ребенком (возможна помощь взрослого при её
записи).
-
Сказка, придуманная взрослым для малыша;
-
Сказка, придуманная взрослым и проиллюстрированная ребенком.
При прочих равных условиях, коллективное творчество приветствуется
Условия конкурса:
-
В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, владеющие русским
языком, всех возрастов из любой страны мира.
-
Работа должна быть авторской, сделанной специально для конкурса
или, по крайней мере, нигде ранее не публиковаться.
-
От одного участника не больше 5 работ.
-
Работа обязательно должна соответствовать теме конкурса.
-
Сроки проведения конкурса: с 20 октября 2008 г. по 7 января 2009
г.
-
Каждый участник может представить фотографию (по желанию) и небольшой
рассказ о своей семье (или истории создания сказки).
-
Предполагается творческая работа всех заинтересованных лиц в
деле подготовки подарков и грамот участникам конкурса, выбора
лучших работ для размещения в журнале «Чистый родник», а также
создания интернет-каталога детских сказок, рисунков и детских
лиц - участников конкурса, который предполагается реорганизовать
в постоянно действующую выставку детского творчества в сети Интернет.
-
Приветствуется любая форма распространения этой информации в
СМИ а также в любых дошкольных и школьных организациях, детских
больницах, клубных организациях и детских центрах, заинтересованных
в такого рода сотрудничестве на международном уровне.
Вся информация о конкурсе, а так же голосование за присланные работы, будет проходить на сайте
Gold-Child.Ru с 20 ноября 2008 г. по 7 января 2009 г..
Подведение итогов конкурса состоится 14 января 2009 г. на общем
собрании Фонда "Вита".
Согласно условиям конкурса, все участники получат грамоты в соответствии
с представленными адресами.
Отбор лауреатов конкурса – по 3 в каждой номинации
1 место – трехтомник "Добрых сказок";
2 место – подписка на журнал "Чистый родник" на 2009 год;
3 место – набор пазлов со сказочными сюжетами.
Желаем участникам вдохновения и удачи!
Оргкомитет конкурса
Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет):
Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе
TEACH
Продолжение. Начало – в рассылках №140, 141
Реестр 1: Возраст развития и содержание упражнений. (продолжение)
Возраст развития 3 - 4 года
Функциональная сфера –
Имитация
Упражнение
-
Имитируя положить руки на бедра, голову и т.п.
-
Делать простые фигурки из пластилина (пластилин)
Функциональная сфера –
Восприятие
Упражнение
-
Сложить по образцу фигурку из кубиков (10 кубиков)
-
Соотносить 3 различные формы (картон или бумага)
-
Соотносить формы различного размера (бумага, картон, клей, ножницы)
-
Различать предметы по цвету (8 разных предметов, 2 блюда)
-
Поставить цветные кубики на соответствующее место (цветные кубики,
бумага с цветными полями)
-
Распознавать и воспроизводить последовательность шумов
Функциональная сфера –
Грубая моторика
Упражнение
-
Подъем по лестнице переменным шагом
-
Бег с препятствиями среднейтрудности (стулья, веник, мебель
и т.п.)
-
Прыжки "лягушкой" без остановки
-
Пропрыгать на одной или двух ногах расстояние в 5 м
-
Сохранять равновесие во время одновременных движений руками
и ногами
-
Перекатываться по полу
-
Идти по линии, не теряя равновесия (клейкая лента, мел)
Функциональная сфера –
Тонкая моторика
Упражнение
-
Ощупывать различные предметы по контуру (мяч, стол, книга и т.п.)
-
Сложить бумажную игрушку (2 разного цвета полоски бумаги)
-
Отрезать кусочки от полоскибумаги (ножницы, бумага)
Функциональная сфера –
Координация глаз и рук
Упражнение
-
Построить из трех деталей простую конструкцию (ящик строительных
моделей из дерева)
-
Вылепить из пластилина различные предметы (пластилин,мяч,миска,
кубик)
-
Вылепить из пластилина различные предметы, изображенные на картинках
(пластилин, картинки)
-
Соединить рисунок, разорванный на две части (цветная и белая
бумага, карандаши, ножницы, клей)
-
Взять щипцами небольшие предметы (щипцы, подставка для яиц,
кубик, бусины)
-
Провести линию, соединив две точки (бумага, карандаш)
-
Соединить ряд точек, чтобы выполнить простой рисунок (бумага,
фломастеры)
Функциональная сфера –
Познавательная деятельность
Упражнение
-
Соотносить кубики по цвету (разноцветные кубики)
-
Систематизировать предметы по их функциональной принадлежности
(коробка, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста)
-
Сортировать рисунки простых предметов по их функциям (рисунки
предметов быта)
-
Сортировать предметы по их предназначению (носок, рубашка, штаны)
-
Понимать названия основных цветов (цветные кубики, бусы, бумага)
-
Искать спрятанные предметы(несколько обычных предметов)
Функциональная сфера –
Речь
Упражнение
-
Отвечать на вопрос словами"большой", "маленький" или подавать
соответствующий знак (кубики, бусины)
-
Различать рисунки лиц мужского и женского пола, используя местоимения
"он" и "она" (картинки из журналов)
-
Понимание и использование обозначений места: "на" и "под"(3
чашки, сладости)
-
Самостоятельно делать выбор: "или ... или" (вещи домашнего обихода)
-
Беседовать с кем-нибудь, отвечая на простые вопросы (картинки
из журналов, бусины, чашки)
-
Передать краткое сообщение
-
Образовывать множественное число (предметы быта)
Функциональная сфера –
Самообслуживание
Упражнение
-
Расстегнуть и застегнуть куртку без помощи (куртка с большими
пуговицами)
-
Наливать воду из кувшина в меньшую емкость (кувшин, прозрачные
бокалы)
-
Самостоятельно чистить зубы (зубная щетка и паста)
Функциональная сфера –
Социальные отношения
Упражнение
-
Изобразить контакт куклы с куклой другого человека (две театральные
куклы)
-
Игра на воображение
-
Вытереть тряпкой стол (поднос, губка, бумага)
-
Осознать понятие "брать" и "давать" (Коробка, игрушки, сладости)
-
Правильно разложить приборына столе (столовый прибор, тарелки)
Возраст развития 4 - 5 лет
Функциональная сфера –
Имитация
Упражнение
-
Подражать походке животных (3 игрушки животных или картинки животных)
-
Имитация различных поз тела (фотографии людей, находящихся в
различных позах)
-
Последовательно подражать двум простым действиям
-
Осознанно воспринимать и подражать понятиям "тихо / громко",
"быстро / медленно" (2 ложки, 2 сковороды)
Функциональная сфера –
Восприятие
Упражнение
-
Игра в домино с партнером (коробка домино)
-
Разложить ряд фигур из бумаги слева направо (цветные формы из
бумаги)
Функциональная сфера –
Грубая моторика
Упражнение
-
Бросить мяч через подвешенную автомобильную шину (автомобильная
шина, канат, мяч)
-
Бросить мяч так, чтобы он высоко подпрыгнул (большой мяч)
-
Кувыркаться
-
Сделать 10 шагов "слоновой" походкой
-
Пронести несколько метров в ложке картофелину (столовая ложка,
картофелина)
-
Балансировать без помощи на балке (доска, кирпичи)
Функциональная сфера –
Тонкая моторика
Упражнение
-
Три больших болта и гайки различной величины сопоставить без
помощи друг с другом и соединить
-
Сложить бумагу и разрезать ее вчетырех местах (бумага, ножницы)
-
Развесить на веревке белье (бельевые прищепки, белье, полотенце,
носки, веревка)
Функциональная сфера –
Координация глаз и рук
Упражнение
-
Отрезать отмеченные полоски бумаги (бумага, ножницы, фломастеры)
-
Вырезать простые рисунки без помощи (книга с рисунками, ножницы,
карандаш)
-
Навинтить три гайки на болты одинакового размера (доска, болты,
гайки)
-
Навинтить три гайки различного размера на соответствующие болты
-
Протянуть нить через отверстие в картоне (картон, шнурок от
ботинка)
-
Написать большие буквы,соединяя точки (бумага, карандаши, фломастер)
-
Соединить точки в круги и четырехугольники (бумага, карандаши,
фломастер)
-
Соединить точки в диагональные линии и кресты (бумага, карандаши,
фломастер)
-
Нарисовать простые геометрические формы (картон, карандаш, бумага)
-
Превратить геометрические формы в картинки (бумага, карандаши)
-
Написать буквами имя (цветная бумага, белая бумага, картон)
-
Закончить простой рисунок (бумага, картон)
-
Рисовать простые формы, соединяя точки (бумага, картон, фломастеры
Функциональная сфера –
Познавательная деятельность
Упражнение
-
Найти предмет, который подходит к другим предметам (коробки,
яблоко, банан, лимон, машинка)
-
Осознавать течение суток (картинки, изображающие различные действия,
осуществляемые ребенком ежедневно)
-
Составить фигуру человека (цветная бумага, ножницы, картон)
-
Распознавать противоположности ("сладкий" и "кислый", например:
конфеты и лимон)
Функциональная сфера –
Речь
Упражнение
-
Назвать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)
-
Назвать предназначения предметов домашнего обихода (книга, ложка,
чашка, машинка)
-
Называть время суток (рисунки лиц, занимающихся ежедневными
делами)
-
Считать до пяти (кубики)
-
Назвать четыре цвета (цветные кубики)
-
Рассказывать истории - 1 (телевизор)
Функциональная сфера –
Самообслуживание
Упражнение
1. Самостоятельно и быстро одеваться (будильник)
Функциональная сфера –
Социальные отношения
Упражнение
-
Выполнять работу по дому (салфетки, прибор, коробка для столовых
приборов)
-
Принимать активное участие в игре (мягкая игрушка)
-
Понять потребности другого человека (салфетка, куртка, расческа)
Возраст развития 5 - 6 лет
Функциональная сфера –
Имитация
Упражнение
1. Читать написанное слово(картинки со словами)
Функциональная сфера –
Грубая моторика
Упражнение
-
Бег со сложными препятствиями
-
Ударить по бейсбольному мячу (мяч, клейкая лента, канат, деревянная
клюшка)
-
Пробежать, изображая тачку
-
Тянуть тяжелый пакет
-
Перетягивание каната
-
Прыжки "Петрушки"
-
Прыжки со скакалкой
-
Игра в "классики"
-
Балансировать на балке
Функциональная сфера –
Тонкая моторика
Упражнение
-
Закрепить кнопки на доске(кнопки, доска)
-
. Связать коврик (цветная бумага)
Функциональная сфера –
Координация глаз и рук
Упражнение
-
Расположить на бумаге с цветными точками несколько кнопок (кнопки,
доска)
-
Писать цифры (бумага,карандаши)
-
Провести линию по лабиринту (бумага, картон, прозрачная пленка)
-
Рисовать фигуру человека (бумага,картон)
-
Найти и нарисовать предмет тойже категории (бумага, карандаш)
Функциональная сфера –
Познавательная деятельность
Упражнение
-
Последовательно разложить картинки (серии рисунков)
-
Показать соответствующие картинки, отвечая на вопросы "Кто?
Что? Где?"
-
Понимать указание места "в","под", "за" (бумага, картон)
Функциональная сфера –
Речь
Упражнение
-
Рассказывать истории, описывая детали картинок (книга с иллюстрациями)
-
Понятие времени (бумага,фломастер, рисунки)
-
Перечислить дни недели
Функциональная сфера –
Самообслуживание
Упражнение
-
Самостоятельно приготовить закуску (продукты, кухонные принадлежности)
-
Самостоятельно купаться (смеситель с цветными кранами)
Функциональная сфера –
Социальные отношения
Упражнение
-
Самостоятельно нарисовать простой рисунок (бумага, карандаши)
-
Рисовать, следуя письменным указаниям (бумага, карандаши)
-
Различать "мое" и"твое" (коробка, фотографии)
-
Отвечатьна телефонный звонок(игрушечный телефон)
-
Читать и следовать простым письменным указаниям (коробка, бумага,
карандаш)
Продолжение СЛЕДУЕТ.
Шоплер Э.
Ланзинд М.
Ватерc Л.
http://www.pedlib.ru
Сказки и Сказкотерапия
Продолжение, начало – в 139, 140 и 141 рассылках
Часть 1
"Бедные дети"
Следующая часть - гораздо скучнее. Она серьезная. Она структурная.
В ней много теоретических глав. А что делать? Платите дань своей
серьезности, либо живо вспоминайте совет читать все раздельно.
Часть 2
"Структурная"
СКАЗКА: ЦЫПЛЕНОК
На обыкновенном дубе вырос желудь необыкновенной величины.
Скоро все поняли, что это яйцо.
В яйце вырос маленький желтый цыпленок.
Однажды он сказал дубу:
-Скучно мне с тобой. Молчишь да молчишь. Я полечу искать себе
папу и маму получше-.
-Ха-ха-ха, - засмеялись сороки, - ты вначале вылупись из яйца
да вырасти!-
Тогда цыпленок, как был в яйце, слетел с ветки, разогнался и
аккуратно стукнул одну сороку в лоб.
-Не задавайся-, - сказал он.
И полетел еще непроклюнувшийся цыпленок искать себе папу и маму.
Потом подумал и решил: -И братика!-
Долго ли он летел коротко, долетел до моря и лег на волны, чтобы
покачаться. Глянул вниз - а там на дне осьминог. Ни глаз, ни
ушей, одни щупальца-руки. И так он ими здорово управляет: и по
дну лазает, и рыбку ловит, и отмахивается от водяных мух. И цыпленок
стал ему вниз булькать:
-Осьминог, давай с тобой вместе жить-.
Осьминог булькает:
-Давай-.
Цыпленок ему перебулькивает:
-Залезай ко мне в яйцо. Внутри тепло, а в море холодно и мокро!-
Осьминог залез в яйцо, тогда цыпленок поднялся в воздух и опять
полетел. Над морем широким, так высоко, что дух захватывало.
Долго ли коротко, прилетел он к острову зеленому. А это был совсем
не остров, а огромный морской дракон. Но этот дракон так долго
лежал без движения, что на нем выросла трава и деревья, и даже
целый морской порт и город матросских жен. А дракон ничего этого
не чувствовал. Целыми днями он смотрел на горизонт. Он что-то
хотел там увидеть, но ничего не видел, хотя зрение у него было
прекрасное. Глаза у него светились, а иногда из них даже выскакивали
искры.
-Эй, дракон, - крикнул ему цыпленок, - иди со мной жить. Вместе
веселее!-
-Гм, - сказал дракон, - ты выглядишь хорошим другом. Давай-.
-Полезай ко мне в яйцо, - говорит цыпленок. - Внутри красиво
и ярко, а снаружи пыльно и скучно-.
И дракон сначала пошевелился, чтобы все люди, которые жили на
его спине, успели погрузиться на корабли, а потом залез в яйцо
к цыпленку.
И они полетели дальше, пролетели синее море, полетели над темным
лесом.
И долго, и коротко, видят: избушка, а около нее сидит старик.
Сам он маленький, и только одно ухо у него огромное. Его за ухом
почти и не видно.
-Здравствуй, дедушка Ухо-, - сказал цыпленок.
-Не шуми так, - сказал старичок. - Я и так слышал вас, еще когда
вы над морем летели-.
-Дедушка, - говорит цыпленок, - иди к нам жить. У нас тихо, и
ребята мы послушные!-
Дедушка Ухо встал, покряхтел, раз - и в яйце оказался.
И вот маленький ярко-желтый цыпленок, который еще даже не вылупился
из яйца, полетел, гордый своими подвигами, и прилетел в такое
место, о котором знал только он, а там он проклюнул скорлупу
и вышел на свет.
А потом он быстро закрыл скорлупу со своими друзьями так, что
опять получилось яйцо. И это яйцо он проглотил. А потом он превратился
в маленького ребенка, который только что услышал эту сказку.
И ему всегда с тех пор помогали его друзья: осьминог - чувствовать,
дракон - видеть, а дедушка Ухо...
-Вот уж дедушка Ухо! - сказал дед. - Как сказки, так вечно -
дедушка Ухо, дедушка Ухо! Устал я. Спать пора-.
Ну вот, жалко, дедушка устал, а то б я еще рассказал. Спать пора.
* * *
На примере "Цыпленка" можно коротко проиллюстрировать, что же
такое "конструирование" сказки. Это технический пример и - подчеркиваем
- очень конкретный пример, под сказку. Психологическая теория,
легшая в основу, у другой сказки может быть совершенно другая
(в том числе прямо противоположная), но сам принцип этой теории
оживления и построения текста там, где он строится сознательно,
- сам принцип, авось он проглянет и прояснится?
Детские психологи многих школ имеют дело с развитием и функционированием
различных сенсорных систем. Визуальная, аудиальная и кинестетическая
системы развиваются у ребенка неравномерно, и это во многом определяет
способы восприятия им информации, особенности запоминания, воспроизведения
навыков и знаний, а в конечном итоге, мышления и коммуникации.
Отправной точкой для создания рассматриваемой сказки послужила
теория внесенсорных систем.
Эта теория развивается в рамках эриксоновской терапии и нейро-лингвистического
программирования. Она утверждает, что в процессе развития одна
или даже две сенсорных системы становятся преимущественно внесознательными.
В результате для сознательной обработки информации используется
одна или две сенсорных системы, а одна - внесознательная - становится
проводником преимущественно подсознательных импульсов. В определенной
мере ребенок теряет и способность сознательно оперировать в такой
системе, и доступ к процессам, которые в ней происходят. Например,
это может быть внесознательная аудиальная система: ребенок не
осознает происходящего внутри диалога (критики, угроз, предсказаний
провала) и плохо пользуется аудиальной системой в жизни ("не
слышит" обращенной к нему речи). Ряд исследователей связывает
определенные внесознательные сенсорные системы с видами психосоматической
проблематики - так, исключение из осознавания телесных ощущений
связано с энурезом, ожирением, анорексией. И терапия таких состояний
может быть достаточно ненаправленной: помочь ребенку осознать
собственное тело, чувства, научить получать удовольствие от звуков
или картин. В рамках такого подхода можно использовать многое:
телесно-ориентированную терапию, арт- и игротерапию, гипноз.
Метафора, переводящая взрослый язык на язык ребенка, может сопровождать
любой подход; в чистом виде она образует сказку.
В сказке, кроме главного героя, три персонажа, достаточно четко
символизирующих три основных сенсорных канала. Кроме явного описания,
есть и неявные усиливающие слова из определенного сенсорного
опыта. Умный цыпленок, создавая раппорт, внутренность своего
яйца описывает каждый раз по-разному: для осьминога там тепло,
для дракона ярко и т.д. Заметим, что "послушные" в третьем описании
- тоже "аудиальное" слово. (Интересно, кстати, использовать эту
сказку для простейшего тестирования. Сразу после прочтения задается
вопрос: "Как было в яйце?" Ясно, что человек вспоминает прежде
всего "свое" описание. По моему опыту, очень мало кто способен
воспроизвести все три модальности. Взрослые, например, почти
никогда не вспоминают, что в яйце было тихо.) Можно сказать о
трех основных уровнях коммуникации в этой сказке.
Первый - сюжет, воспринимаемый сознательно.
Второй - скрытые предложения, "послания" подсознанию. Здесь смысл
сказки - создать символы трех сенсорных систем, а затем свести
их воедино в одной маленькой голове слушателя и отдать ему бразды
управления ими. Проглоченное яйцо с "друзьями" как раз это и
означает. Для более полной идентификации с героем (которая, как
мне кажется, происходит и так) цыпленок в конце сказки прямо
превращается в слушателя.
И, наконец, третий уровень - переплетение, наложение друг на
друга трех сенсорных областей. Само восприятие речи требует от
слушателя попеременного, а затем одновременного включения трех
сенсорных систем.
Это тренировка того, чему мы хотим научить ребенка.
Соколов Д.
http://pedlib.ru
Ну а я
сегодня с Вами прощаюсь. Всего Вам самого доброго. Любви и
терпения!
|