Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное

Вместе с нами
Золотые детки
Рассылки
Журнал "Чистый родник"
Партнеры и друзья
Творчество наших детей
Ваше участие
Новости
Авторы
Контакты


Новости

08.03.2014

Наша читательница, художественно одаренная Марина Михайловна Чистова, написала повесть "Весна придет!", которую Вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://gold-child.ru/forum/messages/forum34/topic4108/message28145/#message28145

28.01.2014

Облегчит проезд к месту реабилитации и обратно Авиакомпания ЮТэйр, подписавшая соглашение с Фондом "ВИТА" о поддержке одних из самых не защищенных наших граждан - детей-инвалидов.

20.11.2013

В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» провёл первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».


Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2012

1. Колонка главного редактора
2. Содружество специалиста и родителей в телесно-ориентированной педагогике
3. Литературная страничка.Е.Калинчук.Скобяных дел мастер

23.01.2012

1. Колонка редактора - что было и что будет, а так же деловое предложение;
2. Интервью А.В.Суворова журналу "Современное дошкольное образование";
3. Марк Бурно: "Понять силу своей слабости" (Интервью с основателем терапии творческим самовыражением)

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

19.04.2024 18:38:05
Прививки от гриппа
Просмотров: 12025373
Ответов: 188016
19.04.2024 18:33:38
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 568844
Ответов: 6550
06.04.2014 09:56:30
Наша проза.
Просмотров: 259455
Ответов: 3
06.12.2012 20:02:06
Просим поддержать открытое письмо!
Просмотров: 178573
27.05.2012 12:00:12
Кохлеарный имплантат
Просмотров: 83614
Ответов: 11




Проект при поддержке компании RU-CENTER


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 137

2008-08-31

Тираж: 4003 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:


Н. Гузик - главный редактор
Н. Ратушна - ответственный редактор

Члены редакции:

М. Алекс,

А.И. Бороздин,

В. Боровская,

О.Г. Граф,

Н.Н. Иващенко,

В.А. Качесов,

Р. Крайнова,

Е. Крестик,

Т. Пачколина,

Е. Фалилеева.

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Людмила Есипова. Уроки логопеда.[прочитать]
  • "У Вашего ребенка детский церебральный паралич" (Пособие для родителей). Перевод В. Труфанова.[прочитать]
  • Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом.[прочитать]


 

Уроки логопеда

После рождения первые полгода ребенок "настраивается" на речь. Прислушивается, пробует возможности артикуляционного аппарата. Это период гуления. Потом из того, что услышал и попробовал, пытается сложить звукосочетания, то есть, настраивается на речь окружающих. Потом, откорректировав то, что налепетал, начинает говорить по правилам родного языка. Вот тут и поджидают его различные неприятности. Некоторые звуки наш детка говорит неправильно, с точки зрения общепринятых в данной местности правил произношения.

ССССВИССССТЯЩИЕ.

Например, среди двух-трехлетних говорунов встречается неправильное произношение свистящих звуков.

Это, как вы понимаете, звуки С, З, Ц.

Чаще всего встречается произношение этих звуков между зубами. Бываю, конечно, оригиналы, которые заменяют их на Т, Д, Ф, или что-нибудь еще впаривают.

Но мы их причуды игнорируем и стоим на своем. Нам милы только С, З, Ц.

Начинаем с удобного для работы положения языка - лежа. Лежа на нижней губе. Плоский язык, без бугорков и острых кончиков, лежит и НИЧЕГО не делает.

Вы ему стишки всякие смешные читаете, а он лежит. Как можно дольше сохраняя спокойное ровное состояние.

Потом начитается любопытное действо. Нежно, пальчиком...

Внимание!

Пальчики используются только родные языку, то есть не ваши, дорогие родители. Если только вы не хотите своих пальчиков, лишиться.

Так вот, пальчиком нежно запихивается кончик языка за нижние зубки.

Он, то есть язык, лежит теперь за зубами валиком, и опять НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.

Попросите тихонько посвистеть - ССССССССССССС. При приоткрытом ротике, свист и получится тихий.

Положите на серединку языка зубочистку или другую тоненькую палочку, вдоль средней линии языка. Теперь можно цапнуть эту палочку верхними зубами и произнести более хищное СССССССССССС.

Звук должен выходить холодной струей и по подбородку стекать вниз.

Теперь поиграем.

Берете кусочек бумажки, сминаете до шарика, кладете на тарелочку или на что-нибудь на нее похожее.

Подставляете под детский подбородок шарик.

Не глядя на него, а устремляя взгляд вперед, улыбаясь (с правильной позой языка, за зубами) дует ваш речевых дел мастер на этот шарик со звуком СССССССС.

Целиться нужно точно вперед. Если шарик полетел в сторону, значит, язык лег неправильно, криво.

Нужно добиваться точного полета.

Так можно сбивать мишени или попадать в "ворота".

Вводить звук С нужно в речь так же, как и все другие исправленные звуки.

Сначала слоги.

Потом слова, где звук в начале, в середине или в конце слов.

Потом словосочетания, потом скороговорки.

И только потом можно ждать произнесение этого звука в свободной речи.

Напоминаю.

Звук может появиться в речи у ребенка только после свободного и быстрого проговаривания скороговорок. До этого он находится в работе и тренируется, тренируется.

Так что не мучайте дитя раньше времени.

Звук З отличается только звонкостью. Тут проблем нет.

Звук Ц требует дополнительной работы, так как состоит из двух звуков - Т и С. Поэтому, сначала чуть их разделяем,Т - С, Т-С, ТС, и постепенно, ускоряя темп, соединяем до Ц.

Вводится в речь так же, как и С.

ШЕСТЬ МЫШАТ В КАМЫШАХ ШУРШАТ

или шипите, братцы, шипите

Хотелось бы поговорить на тему речевых проблем у детей и как их эффективно решить общими усилиями.

Современные дети, впрочем, может быть это только мне попадаются подобные детишки, развиваются как головастики. Очень высокий интеллектуальный потенциал и сниженные возможности моторного и артикуляционного развития. Ну нет у них доминантного полушария, как мы к этому привыкли!

У них оба полушария доминантные .Точнее равноправные, хотя сначала это диагностируется как недоразвитие.

Поэтому они схватывают информацию сразу, целиком. Больше ощущениями, чем логикой. Их легче учить читать сразу целыми словами, а не по слогам.

А это , заметьте, при нашей методике обучения в школе очень не просто.

Результат задачи рождается у них сразу, а не поэтапно и больше похож на озарение.

Вот и судите. как учить их, и что считать патологией, и что нормой.

Мало кто из родителей обращает внимание на особенности речевого развития своих двух трехлетних детей. Болтливость малышей, которые используют "свои" слова, понятные только избранному кругу взрослых , умиляет .Взрослые начинают сюсюкать и коверкать слова также, и тем самым, оказывают малышу "медвежью услугу" .

Если вы хотите ,что бы речь вашего ребенка была правильной и грамотной, необходимо как можно больше разговаривать с ним, четко произнося слова, особенно окончания и предлоги.

Читать ему стихи, неторопясь и ритмично, без особой эмоциональности, спокойным ровным, даже протяжным голосом. Поощрять ребенка договаривать слова-рифмы в стихах, воспитывая чувство слова и ритма. Сочинять очень простые, но эффективные двустишья типа: "БА-БА-БА. ВОТ ЛЕЖИТ ТРУБА".

Желательно, чтобы малыш сам заканчивал строчку и повторял, по возможности, все двустишье.

А теперь обратим внимание на конкретные, трудно выговариваемые звуки.

К шипящим относятся Ш Ж Щ Ч. Обычно замечают неправильное произношение звуков Ж и Ш. Причем звук Ш, обычно, не очень режет слух- шипения можно достичь разными способами. А вот звук Ж просто так не скроешь.

Он или есть, или его нет.

Поэтому ставить шипящие нужно со звука Ж.

Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы.

Поэтому, полезно сначала научить язык расслабляться. Для этого нужно положить его на нижние зубы, как блинчик, и пришлепывать верхними зубками по языку. Сделать ему своеобразное "атата". Затем дать языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижних зубах. Упражнение считается усвоенным, когда делается легко и свободно.

Руками изобразить всем известную позу чашечки, как будто в ладошки нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Желательно за зубами, а не высовывая его вперед. Произнести звук ЗЗЗЗЗЗЗ. Конечно, этот звук не получится, а получится ЖЖЖЖЖ.

Таким образом, нужно обмануть речевую привычку произносить вместо Ж черт знает что.

Как только звук начал получаться, нужно вводить его в слоги. Можно воспользоваться универсальным шаблоном для любого звука.

Берете карандаш и рисуете большую, высокую букву Ж. А рядом с ней, справа и слева в столбик гласные первого порядка

а - а

о - о

у - у

э - э

ы - ы

Затем соединяете черточкой каждую гласную с нашим переростком, буквой Ж. Получается жучок-паучок. Далее, в производном порядке, сочетаете гласные со звуком Ж.

Напр., АЖА. АЖО. АЖУ.

АЖА. ОЖА. УЖА.

АЖА. ОЖО. УЖУ. И т.д., как ваша фантазия позволит.

Если трудно начинать со звука гласного, можно его отбросить и произносить один слог-ЖА. ЖО...

Со звуком Ш после того, как поставили звук Ж, работать одно удовольствие. Он сам появляется.

Звук Ч тоже относится к шипящим. Но он состоит из двух звуков- ТЬ и Щ.

То есть, язык должен сначала ударить по альвеолам, а потом расслабиться и пропустить сквозь узкую щель звук Щ.

При повышенном тонусе языка, у детишек это получается плохо. Нужно прочувствовать сначала ТЬ, а потом соединить с Щ. Сначала медленно, а потом с ускорением, до полного слияния. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

А дальше начинается самое интересное, по крайней мере для меня, как логопеда. Сочиняем и запоминаем скороговорки, двустишья. Придумываем сказки, в которых нашего звука навалом.

И соблюдаем правило хорошего логопеда.

Обращаем внимание на произношение только тех звуков, с которыми работали.

Остальные пока пропускаем мимо уха. Настанет и их час.

Людмила Есипова

Г. Москва

http://yalogoped.mylivepage.ru/


 

У Вашего ребенка детский церебральный паралич

(Пособие для родителей, которые учатся помогать своим детям)

Автор: Испанская Ассоциативная Федерация Помощи Людям с Церебральным Параличом (АСПАСЭ)

1999 год


(продолжение)

Специалисты, с которыми вам предстоит

встретиться в дальнейшем.

Впоследствии вы войдете в контакт с другими специалистами из Социальной службы, службы Здравоохранения и Образования так же, как со специалистами из ассоциаций. Но вероятно, что вам будут нужны только некоторые из людей перечисленных профессий, и тем не менее следующие главы помогут вам получить представление о роде их деятельности.

Медицинские службы

Лечащий врач

Вы можете контактировать со своим лечащим врачом в любое время, как только у вашего ребенка возникнут проблемы со здоровьем. Лечащий врач поможет вам в случае, если у ребенка появятся те или иные детские болезни, включая и такие, которые очень часто бывают у детей с церебральным параличом, в частности простуда. Если лечащий врач не в силах помочь вам, вы должны обратиться к педиатру или другому специалисту Медицинской службы.

Лечащий врач должен будет наблюдать за ребенком, если ребенок проходит курс какого-либо медикаментозного лечения.

Точно также он может направить вас в соответствующую больницу, если ваш ребенок нуждается в том, чтобы его осмотрели другие более квалифицированные врачи такие, как невролог, специалист по заболеваниям головного мозга и нервной системы.

В обязанности лечащего врача входит и способствовать вашим контактам с теми Медицинскими службами, в которых есть врач-реабилитатор и травматолог.

Социальные службы

Социальный работник

Социальный работник должен будет выслушать ваши пожелания, предоставить вам всю информацию, ориентировать вас и оказать содействие относительно поисков тех служб, которые вам нужны.

Не являясь специалистом в таких областях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д., он посоветует вам представителей служб по данным областям, которые, по его мнению, смогут помочь вам улучшить вашу личную ситуацию и ситуацию вашей семьи.

Кроме того, социальный работник сумеет проинформировать вас о таких вещах, как:

  1. Базисный Центр трудовой экспертизы и определения инвалидности.
  2. Средства специализированной помощи (индивидуальные технические приспособления в быту, для транспорта, приспособления для адаптации жилища) и где и как их достать.
  3. Свидетельства, пенсии и ваши инстанции.
  4. Поиск средств оплаты нахождения ребенка в специализированных Центрах (центры ранней диагностики и лечения, интеграционные школы и другие подобные учреждения.
  5. Помощь на дому.
  6. Стипендии.
  7. Проведение каникул ребенка.
  8. Контакты с федерациями, ассоциациями или группами родителей детей с церебральным параличом или сходными заболеваниями.

    Службы Образования

    В этих службах находятся группы Психологической Педагогики, состоящие из психологов, педагогов, логопедов, социальных работников и иногда - из учителей-специалистов по работе с детьми с нарушениями слуха и речи.

    Логопед

    Если в первые месяцы жизни у вашего ребенка имеются трудности, связанные с глотанием пищи и воды, то с ним будет заниматься логопед. Позже логопед сможет помочь, если у ребенка нарушена речь, есть проблемы в овладении речевыми навыками или восприятия, как письменной, так и устной речи.

    Этот специалист поможет также и тем детям, которые испытывают трудности в общении, как при овладении языком жестов, так и при овладении специальными средствами общения.

    Психолог и педагог

    Психолог даст вам информацию о возможностях обучения и об особенностях поведения вашего ребенка. Он исследует и дает оценку личности, интеллекта и способностей человека.

    И психолог и педагог изучают индивидуальные особенности учеников, чтобы определить, каковы их потребности в специальном образовании, а также выбрать для них наиболее адекватную форму обучения и посоветовать их родителям центры, где дети могли бы приобрести начальное образование.

    Когда вы общаетесь со специалистом, то...

  9. Покажите ваше полное участие в его работе.

    Одни специалисты с пониманием относятся к участию родителей в их работе с ребенком, тогда как другим нужно напоминать о важности такого участия. Если вы замечаете, что специалист словно бы не догадывается о вашем присутствии, то можете прямо задавать ему вопросы, например: “Не могли бы вы показать мне, как вы это делаете?”; “Почему вы это делаете?”; “Могу ли я сделать что-нибудь?” или “Я не понимаю этого термина.. Не могли бы вы пояснить?”

  10. Некоторые вещи нужно записывать

    Многим родителям трудно сразу усвоить всю ту информацию, которую им дают специалисты, особенно, если они очень заняты. Полезно записывать все вопросы, чтобы обсудить их с педиатром, физиотерапевтом или с другим врачом, наблюдающим вашего ребенка. Если вы не сможете сделать это сами, попросите кого-либо из своих друзей записать ваши вопросы и ответы на них специалиста.

  11. Просите, чтобы он сказал вам правду

    Некоторые родители чувствуют, что специалисты-медики избегают говорить им всю правду, если речь идет о том, что у ребенка детский церебральный паралич. Помните, что никто не может знать, в какой степени это заболевание будет проявляться у вашего ребенка. Если вы сомневаетесь, что врач сказал вам правду, дайте ему это понять и объясните, что, узнав, как можно раньше, все о диагнозе вашего ребенка, вы сможете наилучшим образом начать лечить его с первых дней жизни.

    В то же время вы должны предоставлять специалистам со своей стороны всю возможную информацию о состоянии ребенка, о ситуации в вашей семье и т. д., чтобы таким образом облегчить их работу.

  12. Побуждайте специалистов к совместной работе

Делитесь информацией, полученной от одного специалиста, с другими, которые работают непосредственно с вами и вашим ребенком, сообщите им обо всем, что нужно и важно для вас и для ребенка, чтобы они могли работать вместе.

3. ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК

Ошеломляющее известие

Когда вы обнаружите, что у вашего ребенка детский церебральный паралич, то без сомнения, будете поражены. Реакции родителей на это известие бывают очень разными, от чувства страха, ярости, вины, одиночества и подавленности до бессилия приняться за решение этой проблемы. Вы не единственные родители ребенка с детским церебральным параличом, которые чувствуют себя подобным образом, хотя иной раз вам так может показаться.

Эти чувства естественны, и у большинства родителей они постепенно проходят после изначального шока. Некоторые родители предпочитают какое-то время находиться наедине друг с другом или же с близкими друзьями. Другим достаточно бывает поговорить с кем-то, кто был бы не из их семьи, как например, соцработником или просто знакомым. Важно, чтобы вы нашли свой способ обрести душевное равновесие, который удовлетворял бы и вас самих и ваших близких.

Никто не говорит о том, что очень легко продолжать строить семейное счастье с ребенком, страдающим детским церебральным параличом. Но вы можете получать помощь. Многие родители даже считают, что воспитание такого ребенка - своего рода состязание, которое их обогащает. Другие говорят, что воспитание ребенка с церебральным параличом придает им силы, что это благодарный труд.

Такой же, как все, но ... другой

Дети с церебральным параличом имеют те же основные потребности, что и здоровые дети. Им необходима любовь, чувство защищенности, развлечения, стимул и возможность познания окружающего их мира. Как все остальные, они должны развивать в себе личность. Когда придет время, они должны любить и быть любимыми или изменить жизнь полностью в один миг.

Старайтесь по мере возможности, чтобы ваш ребенок вел себя с самого начала, как другие дети. Позаботьтесь о том, чтобы ваш супруг или супруга, родственники и друзья помогали ему в этом.

Естественно, что вы беспокоитесь о будущем вашего малыша, о том, научится ли он ходить или разговаривать. Но самое главное, что вы можете сделать, - это помогать ему сейчас. Если вы будете заниматься с ребенком и ухаживать за ним так, чтобы он правильно развивался день ото дня, то дадите ему большую возможность преодолеть свою болезнь и жить полной жизнью.

Предоставьте вашему ребенку такую же возможность получить образование, какая есть у любого другого ребенка, не поощряйте ни его капризов, ни праздности, ругайте и наказывайте его, когда следует, и искренне радуйтесь, когда он сделает что-нибудь хорошо.

Познакомьтесь с вашим малышом

Общаться с малышом также, как учиться распознавать и объяснять его поведение - очень важно. Многие дети с церебральным параличом не могут общаться так, как это делают их здоровые сверстники. Это может быть потому, что им трудно поворачивать голову, двигать глазами, дотрагиваться до вас или становиться на коленки.

В особенности тогда, когда ваш ребенок еще совсем маленький, вы должны держать его рядом с собой. Общайтесь с ним как можно чаще, разговаривайте, смотрите на него и трогайте. Когда вы будете это делать, постарайтесь научиться распознавать те незаметные знаки, которые подает ваш ребенок, пытаясь вам что-то сказать.

Побуждайте других взрослых и детей познакомиться с ним. Некоторые родители стремятся чрезмерно опекать своего ребенка, может быть, потому, что они не хотят показывать близким, друзьям или соседям, что с ребенком что-то не так, а может быть, потому, что такие родители думают, что только они могут дать ребенку любовь и заботу, в которых он нуждается. Постарайтесь, чтобы этого не случилось, так как у вашего ребенка могут возникнуть проблемы, когда он станет посещать специализированный центр или школу, он не сможет почувствовать себя счастливым и уравновешенным, когда подрастет.

Как брать ребенка

В этой главе говорится о том, как лучше брать ребенка, носить его, укладывать и обучать контролю за напряжением мышц, мышечными спазмами или непроизвольными движеними, которые у него могут быть. Лучший способ поддерживать и брать на руки младенца или более старшего ребенка зависит от возраста и степени тяжести церебрального паралича, а также от длины туловища ребенка. Все нижесказанное - не более, чем общие рекомендации, потому что вы должны сами спросить совета у своего физиотерапевта или обычного терапевта о том, каким образом вам лучше брать ребенка на руки, как помогать ему улучшать контроль за своим телом, чтобы вы при этом не поранились и не травмировали себе позвоночник.

Как поднимать и носить.

В течение первых месяцев жизни вашего ребенка, страдающего детским церебральным прараличом, вы будете брать его на руки, не задумываясь, как любого другого малыша. Когда он станет немного старше, не пытайтесь носить ребенка в конверте, словно грудного, так как это вредно для его эмоционального развития и мешает ему видеть, что происходит вокруг. Ваш физиотерапевт покажет вам лучший способ поднимать и носить ребенка.

Как укладывать.

Когда будет возможность, укладывайте ребенка на живот или набок, потому что, если вы станете класть его на спину, то у ребенка усиливается напряжение и мышечные спазмы.

Как научить сидеть.

Способ обучения ребенка сидеть зависит от формы детского церебрального паралича, которой он страдает, поэтому вы должны следовать указаниям физиотерапевта или лечащего врача.

Как научить стоять

Находитесь всегда впереди ребенка, когда вы будете помогать ему вставать на ноги, так как если вы будете поддерживать его сзади, он не сможет контролировать равновесие. Кроме того, вам нужно побуждать его к тому, чтобы он следил за центром тяжести своего тела, а также убедился, что обе его ноги твердо стоят на полу на некотором расстоянии друг от друга, а туловище и голова слегка наклонены вперед.

Прогулки.

Обычная прогулочная детская коляска может оказаться подходящей для большинства маленьких детей с церебральным параличом. Но по мере того, как они подрастают, может возникнуть необходимость пользоваться колясками, специально предназначенными для этих больных. Иногда такую коляску приходится адаптировать, чтобы ребенок чувствовал себя в ней увереннее. О дополнительных приспособлениях вас смогут проинформировать и дать правильную ориентацию специалисты, занимающиеся с вашим ребенком, как в службах Здравоохранения, так и в Ассоциациях детского церебрального паралича.


 

Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Задачей настоящей работы является анализ состояния общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом (РДА) и описание методов и приемов, способствующих коррекции двигательных нарушений и подготовке руки к письму.

Основные признаки РДА впервые были выделены Л. Каннером (1943) и независимо от него — Г. Аспергером (1944). В дальнейшем проблемы РДА разрабатывались рядом авторов: С. С. Мнухиным (1947), М. Криком (1981). В последнее время ими занимается группа сотрудников Института дефектологии.

В клинической картине раннего детского аутизма в настоящее время считаются основными следующие признаки:

1) нарушение контакта с окружающими, уход от общения даже с близкими людьми;

2) отсутствие интереса к внешнему миру, пассивность, пугливость, боязнь любых перемен, стереотипы в поведении и занятиях, сверхпристрастие к объектам;

3) характерная задержка развития речи, общей и тонкой моторики, а также интеллектуального развития;

4) слуховая и визуальная отрешенность;

5) патологическая поглощенность предметом при отсутствии осознания его функции;

6) раннее проявление (до 30-месячного возраста) патологии психического развития.

Установлено, что РДА (синдром Каннера) встречается с частотой примерно 3—6 случаев на 10 000 детей; это, по некоторым данным, чаще, чем нарушения зрения и слуха. Известно, что аутизм сравнительно чаще встречается у мальчиков (3—4:1).

За период 1977—1986 гг. нами было обследовано свыше 170 детей с РДА в возрасте от 2,5 до 15 лет. У всех были выявлены характерные признаки нарушения общей и тонкой моторики. Приведем некоторые данные.

У всех обследованных отмечается общая неловкость, недостаточно координированная походка, дети не могут повернуться без посторонней помощи, не умеют прыгать, стоять на одной ноге, не в состоянии перешагнуть через препятствие, даже если это всего лишь узкая бумажная полоска, бросить мяч в цель, поймать его. Тонкие целенаправленные движения (нанизывание бус, шариков, колец пирамидки, складывание мозаики, попытка поставить цветы в вазу, вдевание нитки даже в большое ушко иголки, застегивание пуговиц) вызывают большие затруднения. У детей нарушено чувство ритма, им трудно ходить под музыку, выполнять под нее движения. У большинства из них отсутствуют навыки самообслуживания.

У детей отмечается снижение психического тонуса; ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро истощается. Многие дети проявляют стойкий негативизм к обучению, само слово заниматься вызывает у них страх. Дети отвлекаемы, расторможены, пассивны, пугливы. С большим трудом привыкают к новой обстановке, новой игрушке, новому человеку, учебному пособию. Это крайне затрудняет работу с ними, осложняет подготовку их к школе.

Особые трудности аутичные дети испытывают при овладении графическими навыками. При письме в тетрадях у них обнаруживается недостаточность зрительной ориентировки. Дети не выделяют строку, клетку, пишут буквы и цифры беспорядочно, допускают много неточностей. Наблюдается некоординированность, импульсивность движений руки, что ведет к искажению начертания буквы, к неровности нажима, неравномерности расположения букв в слове. Дети с трудом запоминают образ буквы, долго не могут ее графически воспроизвести, образец в тетради не служит для них опорой. Они не соблюдают наклона, очень долго не усваивают его. Многие не хотят писать наклонно, заявляя при этом: “Не надо, упадет же!”. Упражняясь в написании какой-либо буквы, они не умеют переключаться на написание другой; не соединяют буквы в слова соединительными линиями, с трудом осваивают безотрывное письмо; не ставят в конце предложения точку, не ставят черточку, обозначающую перенос.

На первых порах не только письмо, но и контакт с педагогом вызывает у аутичных детей негативизм.

Чтобы наладить общение, педагог выбирает тот вид работы, который обладает наибольшей привлекательностью,— изобразительную деятельность. С помощью рисования, которым дети сравнительно легко овладевают, проще привлечь ребенка к совместным действиям. Рисование развивает глазомер, понимание формы, оно укрепляет руку, при этом развивается и интеллект, упражняется наблюдательность, фантазия.

Коррекция общей моторики.

Для занятий, направленных на коррекцию общих моторных нарушений, очень полезно иметь дома свой небольшой спортивный комплекс. С его помощью делаются привычными трудные и, возможно, даже страшные для ребенка упражнения: лазанье, прыганье, верчение, кувыркание, подтягивание, хождение по скамейке.

Упражнения и игры хорошо проводить и на природе. Это может быть бег по склону, ходьба по бревну, игра в прятки (прятаться за деревом), бросание шишек в цель, игры “Кто бросит выше?”, “Кто бросит точнее?” (надо попасть в дерево). Ребенок может повисеть на ветке, попытаться обхватить ствол дерева, попробовать бросать еловые шишки через ветку дерева. Можно перепрыгнуть через камень, подпрыгнуть и дотянуться рукой до ветки. Бегая в лесу, ребенок учитывает характер местности: нужно обежать пенек, кочку, дерево, куст, прыгнуть через канавку. Полезно аутичным детям находиться и двигаться в воде (в ванне, бассейне, реке, море), кататься зимой на лыжах, коньках, летом — на велосипеде.

Работа с аутичными детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого упражнения уходит длительное время. Занятия физическими упражнениями должны быть включены в общее расписание дня ребенка. Регулярность создает привычку к занятиям и потребность в них.

Для занятий необходим положительный эмоциональный фон; какая-либо бестактность или грубость недопустимы, они разрушат достигнутое и затруднят дальнейшую работу.

Упражнение вводится постепенно. Например, чтобы обучить игре в мяч, сначала надо поиграть с воздушным шариком. Дети боятся ловить мяч, а шарик легкий, падает бесшумно, медленно, легко. Слежение за шаром, перебрасывание его через веревочку, легкие удары по нему доставляют радость ребенку, игра с шаром заставляет его делать самостоятельные движения, подпрыгивать, бегать.

Освоив игры с шаром, ребенок овладевает умением бросать мяч, катить его, ловить, бросать в корзину, сквозь обруч, расположенный на уровне рук, сбивать им со стены предметы — картонное яблоко, круг, перебрасывать мяч через веревочку, сбивать кегли.

Играя с ребенком в любую спортивную игру, взрослый должен учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Например, если ребенок не может забросить мяч в корзину, прикрепленную к стене, педагог берет ее в руки и немного подыгрывает ребенку, успех рождает интерес к игре и желание пробовать свои силы.

Во время таких занятий педагог постоянно поощряет, одобряет ребенка: “Вот уже научился!”, “Молодец!” и т. д.

Возможно, что сначала все упражнения придется делать совместно с ребенком, беря его руки в свои, управляя его движениями. Потом он будет стараться повторить показанные движения, начнет выполнять упражнения по подражанию, а затем и по инструкции.

Как мы уже говорили, занятия проходят в атмосфере благожелательности, дети должны испытывать только положительные эмоции. Этому может способствовать использование стихов, считалок, песенок,

Приведем описание нескольких игр.

Ребенок, воображая себя каким-либо животным (петухом, цаплей, лисой), имитируя его движения, перешагивает кочки, обходит воображаемые (нарисованные на полу) лужи, перепрыгивает ручейки (сделанные из цветной бумаги), переходит по широкому, а потом по узкому мостику.

Хорошо активизируют детей игры-соревнования. Даже самые инертные с радостью включаются в них. Успехи в состязании награждаются “медалями” (такую медаль, с продетой через нее тесемочкой, можно надеть на шею). На медалях делаются надписи крупными четкими буквами: Самый ловкий. Самый смелый. Самый сильный, Самый быстрый. Самый меткий. Самый находчивый.

Игра “Кто быстрее соберет?”. На ковре или на полу в большом круге или просто на пространстве 2 кв. м разбросаны большие еловые шишки. По сигналу дети собирают шишки в корзинки. Выигрывает тот, кто быстрее и больше соберет. Такую же игру можно проводить, используя кубики, шарики, деревянные или восковые грибы.

Игра “Кто быстрее добежит, возьмет и принесет?” имеет варианты нарастающей сложности. На детском столике лежат два каких-либо предмета:

одинаковые по цвету и форме кубики. По сигналу двое ребят бегут, берут каждый по кубику и отдают ведущему;

синий и красный кубики. Дети должны помнить, какой из них принести;

предметы, разные по форме. Одному надо принести квадрат, другому треугольник;

синий и красный кубики, в руках у одного ребенка — синий кубик, у другого — красный, надо принести такой же.

Эти игры, поднимая настроение и общий тонус, делают детей более свободными в движениях. Их можно варьировать в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог.

С целью вовлечения детей в коллектив сверстников можно устраивать их в гимнастические группы при ДЭЗах, в бассейны при районных физкультурных диспансерах.

Физические упражнения, подвижные игры снимают сначала мышечное, а затем и общее психическое напряжение, скованность, делают их более ловкими и контактными, общительными, активными, появляется возможность адаптации в коллективе детсада, школы.

Коррекция тонкой моторики.

Выше упоминалось, какие трудности испытывают дети при осуществлении тонких движений рук. Кисти у детей слабы и вялы. Они не могут сжать руку в кулак, перебрать поочередно пальцами, противопоставить большой палец всем остальным. Им трудно правильно держать в руках кисточку, карандаш, ложку: они держат предмет кулачком;

не умеют резать ножницами, им трудно раскатать пластилин — осуществление любого действия требует помощи со стороны взрослого.

Учитывая не только моторные трудности, но и трудности контакта, переключения внимания, пресыщаемость, истощаемость аутичных детей, педагог создает на занятиях щадящую обстановку, избегает резких движений, пристального взгляда, громкой речи. Обращения его к ребенку доброжелательны, ободряющи.

Первое взаимодействие с аутичным ребенком строится при опоре только на его интересы. У детей часто обнаруживается интерес к мелким сыпучим предметам. Пересыпая горох, можно имитировать падение капель. Следя за этим, ребенок начинает говорить: “Кап, кап, дождь!” Затем можно, предложив ребенку убежать от “дождя”, перейти к работе с пластилином. Например, педагог рисует петуха и вместе с ребенком выкладывает контуры пластилином (чаще всего дети просят нарисовать петуха, утку, машину, рыбку, котика, цветок). Затем ребенок, беря горошину, делает глаз петуху, “кормит” петуха, накладывая вокруг него горох на пластилин.

Надо стараться, чтобы в результате несложной для ребенка деятельности получилась яркая, занятная поделка. Ребенок, размазывая пластилин, выкладывает, например, контур мимозы, пальмы, светофора, вазы, рыбки и добавляет некоторые детали. При этом педагог подает ему на раскрытой ладони по одному готовые пластилиновые шарики; так легче взять предмет, к тому же так вернее удерживается внимание на начатой деятельности. Взрослый, например, не позволяя ребенку отвлечься, дает на ладони горошину и, не замечая неуклюжих действий ребенка, заполняет паузы речью: “На, возьми еще одну, теперь еще, эту сюда, правильно...молодец”. В таких условиях ребенок работает целенаправленно, активно.

Нетрудно изготовлять и красивые поделки, комбинируя пластилин с природным материалом (мох, желуди, ягоды, арбузные семечки, крылатки клена, листья, шишки, каштаны и т. д.), вызывающим обычно интерес у ребенка. Из пластилина и крылаток клена легко слепить солнышко, стрекозу;

из ярких листьев и пластилина — бабочку;

из шишек и пластилина — лебедя; из желудя и пластилина — грибы; оклеивая баночку пластилином, а потом укрепляя на нем фасоль, горох или половинки желудя, можно сделать красивую вазу. Все эти поделки дети выполняют с удовольствием.

Изготавливая на глазах у ребенка образец ромашки, наклеивая по готовому контуру белую фасоль, педагог много раз повторяется беру белую фасоль, я наклеиваю ее на контур”. Многократно повторяемые слова позволяют затем организовать диалог:

“Что ты, Лена, берешь?” — “Я беру белую фасоль”.— “Что ты будешь делать?” — Я буду делать ромашку”. Так педагог осторожно подводит ребенка к этой форме речевого взаимодействия.

Необходимо специально отметить, что работа должна быть не только обязательно завершена, но и верна во всех деталях образцу. Аутичные дети особенно стремятся к этому.

Развивая интерес к трудовой и изобразительной деятельности, надо быть очень внимательным к ребенку. Заметив нарастающее утомление, педагог переключает внимание ребенка на пение, игру на музыкальном инструменте — металлофоне, бубне. Можно поиграть в “волшебный мешочек” (дети достают, не глядя, предмет, угадывая его на ощупь, по форме), в игры “Угадай на вкус”, “Что едят — вершки или корешки?”, “Съедобное — несъедобное”, “Летает — не летает”, “Поет — не поет” и др. Эти игры не только дают возможность отдохнуть детям, но и развивают их восприятие, тоньше знакомят с тем или иным предметом.

Во время письма, рисования, труда проводится специальная гимнастика для рук. Например, детям предлагают: “Сделай так, чтобы пальчики поздоровались”, “Сделай “колечко”, “лодочку”, “корзиночку”, “замок”, дети передвигают карандаш тремя пальцами вперед, назад, перевертывают его между средним и указательным пальцами с помощью большого. В дырочки ящика ребенок просовывает шишки лиственницы, шарики, пуговицы и другие мелкие предме-\ ты; нанизывает сначала шарики от счетов, затем крупные бусы, потом мелкие шарики из пенопласта с готовой дырочкой, затем прокалывая дырочку иглой, для чего предварительно надо наметить фломастером место для дырочек. Если ребенок боится иглы,

пусть нанизывает бусы на тонкую цветную проволочку. Используется шитье по проколам, сделанным по контуру рисунка, полезен сбор с пола мелких предметов.

Шитье по проколам любят все аутичные дети — и девочки, и мальчики. Иголку надо давать большую, с тупым концом, нитку делать двойную, чтобы она не выскальзывала. из ушка. Сначала дети шьют по готовым проколам, позже — по контуру, по намеченным точкам. Вышитый по контуру предмет дети закрашивают карандашом. Шитье организует ребенка, делает его более внимательным, усидчивым.

Детям с более тяжелыми нарушениями тонкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке (он нагружает им самосвал, насыпает в ведра, делает из него куличики, сажает огород, для чего берет игрушечные овощи). Желая вызвать у ребенка интерес к выпиливанию, педагог берет опилки пенопласта и подбрасывает их вверх, что напоминает снегопад. Ребенок смотрит на происходящее, затем кричит (иной шепчет) : “Давай еще снежок, хочу снежок!” Педагог повторяет это действие несколько раз, затем говорит, что больше снежка нет, и предлагает: “Давай сами сделаем снежок”. Взрослый вместе с ребенком берет пилу, а лучше лобзик, держа вдвоем, распиливает кусок пенопласта, собирает опилки в мешочек и продолжает играть в “снежок”. Аутичных детей, которые оставались бы безразличными к этой игре, нет. У них пробуждается интерес к тому, как можно получить “снежок”, к работе с пилкой, лобзиком.

Таким образом, возникает программа работы с ребенком по выпиливанию предметов сначала из пенопласта, а позднее из мяггих пород дерева. Это могут быть кирпичики для строительства, которые потом ребенок раскрашивает и строит из них дом, дачу, забор; по контуру, нанесенному педагогом, можно выпилить кораблик, “кота ученого”, снеговика, ракету. Изготовленные своими руками игрушки дети тут же с интересом используют в играх.

Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой. Сначала совместно изучаются свойства бумаги: бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Это занимает детей. Они отщипывают кусочки бархатной или другой цветной бумаги, наклеивают их на белый лист, где нарисованы контуры травы, облаков, солнышка. Получается яркий пейзаж. Отрывают ленточки, полоски бумаги, а потом играют с ними, подбирая их по цвету, учатся сгибать и разгибать бумагу пополам, совмещая углы и стороны. Таким образом из бумаги без применения клея можно сделать шалаш, мебель (стол, скамейку), веер. Дети учатся резать ножницами бумагу. Сначала просто режут, затем по прямым линиям. Получается бахрома на салфетке, зубчики на гребешке, кисточка. Вырезают геометрические фигуры прямоугольной формы, снежинки. Только после этого переходят к вырезанию по кругу, овалу.

Чтобы глаз привык к овальным формам (это скажется при обучении письму), дети делают аппликации из готовых деталей — укладывают лепестки ромашки, тюльпана, делают мышку, зайца, контуры которых напоминают овал.

На I этапе обучение идет по подражанию. Педагог работает с ребенком, используя готовые формы, строго ограничивая их количество. Это могут быть фигуры, вырезанные из бумаги,— для аппликации; объемные фигуры, магнитные плоские геометрические фигуры, мозаика — для конструирования;

если это лепка — то заранее приготовленные палочки и шарики из пластилина, фасоль, горох, другой материал, позволяющий быстро и легко получить готовый объект: стоит только добавить черешок к вишенке, рыбке — глаз, улитке — рога, стрекозе — крылышки, солнышку — лучи и т. д. В этой простой работе дети тренируют движения рук и учатся подражать, преодолевают негативизм к деятельности.

На II этапе продолжается работа по подражанию, но теперь ребенок начинает действовать более активно. Совместно со взрослым он скатывает шар или палочки. Педагог вначале показывает, как это делать, затем берет два кусочка пластилина, один дает ребенку, другой берет сам и они одновременно раскатывают каждый свой. Ребенок смотрит на руки педагога и старается повторить те же движения. Если ребенку трудно, то педагог кладет свою руку на его ладонь и таким образом помогает ему придать пластилину нужную форму. Берутся предметы простой формы: лесенка, баранка, палочка, улитка, светофор.

На III этапе идет работа по образцу. Для того чтобы привлечь к нему внимание аутичного ребенка, необходимо подобрать объект, интересующий его, сделать так, чтобы он увидел его, обратил внимание, захотел рассмотреть. Педагог побуждает его к этому, задавая вопросы, отмечая особенности объекта — его величину, форму, цвет, материал, конструкцию, рассказывая о его назначении. Педагог учит ребенка соблюдать последовательность при выполнении задания.

На IV этапе возможно выполнение по инструкции. Однако осознать и запомнить целиком речевую инструкцию для аутичных детей сложно. Многие не понимают отношений, выраженных предлогами на, над, под, не знают значения многих слов, в процессе работы они, как правило, истощаются и теряют план действий. Поэтому вначале инструкция дается частями.

Педагог демонстрирует предмет, вместе с ребенком определяет его форму, цвет величину, ребенок обследует его тактильно, обводя рукой, смотрит, слушает, повторяет с помощью педагога инструкцию и приступает к ее выполнению. Ребенок еще не сможет сделать всю работу самостоятельно, он не удерживает задание в памяти и нуждается в побуждении, напоминании. И только на V этапе некоторые дети способны выполнить работу полностью самостоятельно.

Заметим, что и при явных успехах коррекционной работы у аутичных детей остаются специфические трудности концентрации и переключения внимания, быстрая пресыщаемость, остается и необходимость дополнительно побуждать этих детей к деятельности, индивидуализировать ее цели, разнообразить материалы. Однако многие аутичные дети, преодолевая серьезные трудности в моторике, могут достичь достаточно высокой степени организации деятельности, благодаря чему создается база для более успешного обучения в школе.

Ульянова Р.К.


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.




Все номера «Мамам и папам об особых детках»
в zip-архивах

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance